Геннадий Мирский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Геннадий Мирский фотографии

Мирский Геннадий Андреевич

1892 - 21.10.1955

Фильмография: 12 работ в 12 проектах

биография

1892, Нижний Новгород — 21 октября 1955, Дзержинск

Актер и режиссер.
Народный артист Коми АССР (1946).

Работал в провинциальных театрах с 1912 года.
В 1917-1918 - в киноателье Либкина (актер - режиссер - ассистент).
С 1919 по 1925 - в театрах Ярославля, Рыбинска, Витебска.
С 1925 - художественный руководитель и главный режиссер в театрах Владикавказа, Грозного, Брянска, Бухары и др.
В 1930-х - главный режиссер Кемеровского театра (1935-1938).
В 1940-1947 годах - главный режиссер Коми театра в Сыктывкаре.

театральные работы

Федор - «Царь Федор Иоаннович»

Постановки в Кемеровском театре:
«Аристократы» Н. Погодина, 1935
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1936
«Мать» М. Горького, 1936
«Ромео и Джульетта» Шекспира, 1936
«Пиковая дама» (инсценировка Алибековой по А. Пушкину, 1937)
«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго (инсценировка А. В. Васильева, 1938)

Постановки в Коми театре
«Кремлевские куранты» Н. Погодина

театр

фотографии

публикации

  • ВОСПОМИНАНИЯ
  • 25-летний юбилей творческой деятельности художественного руководителя театра "Культармеец Кузбасса" Г.А.Мирского. Юбилей для труженика сцены - это событие большого значения.

    В этот торжественный день подводятся итоги творческой и общественной деятельности, намечаются новые планы на будущее.

    Творческим работникам предоставляется право выбора пьесы для своего юбилея, в котором он мог бы показать свое мастерство. Для своего юбилея Геннадий Андреевич выбрал пьесу Толстого "Царь Федор Иоаннович", в которой выступил и как режиссер, и как исполнитель заглавной роли царя Федора. Здесь, на историческом материале, он мог показать все свое дарование.

    Геннадий Андреевич Мирский прошел сложный путь от актера до режиссера. Лавры ему достались нелегко.

    Увлечение театром у него началось с детства. Еще будучи гимназистом, он тайком от школьного начальства и от родителей пробовал свои силы и способности в любительских кружках.

    Тогдашнее общество неодобрительно относилось к профессии актера и к театру. На драматическое искусство смотрели, как на забаву, а на актеров, как на шутов гороховых.

    Нелегок был путь провинциального актера. Нужда, унижения, преследования, попрание человеческого достоинства - вот удел рядового актера.

    Дворяне, толстосумы, чиновники, сидя в зале, могли аплодировать актерам, восхищаться их игрой, проливать слезы над Офелией или "Поруганным". Могли пригласить к себе в гости такого, как Шмага ("Без вины виноватые") для возбуждения аппетита, но пить с ним на брудершафт не станут. Представители этого общества сытых не выдадут свою дочь за артиста - это позор для семьи, а тем более запретят дочерям пойти в актрисы, расценивая такой шаг как вступление в публичный дом. Но, если вопреки установившемуся взгляду на театр как на вертеп, дочери и сыновья все же уходили служить благородному искусству, родственники порывали связь с такими отщепенцами, запрещали им носить родовые фамилии, откуда и появились псевдонимы: Несчастливцев, Счастливцев, Кисель-Загорянский, Рощина-Инсарова, Ниров и т.п.

    Несмотря на такой взгляд, любовь к театру в жизни Мирского победила родительские запреты. После окончания гимназии он ушел на сцену. И начал жизнь провинциального актера в антрепризах.

    Кочевой образ жизни, лишения, и какие только трудности не встречались на его пути - все он преодолел, осуществляя свою мечту о заветной цели.

    Родители отказались помогать непутевому сыну, но даже отказ в денежной поддержке не остановил его, хотя и помешал возможности закончить театральное образование в Москве, где преподавали артисты Художественного театра.

    Начал Мирский свои первые шаги с Нижнего Новгорода (Горький) у антрепренера Артамонова-Риз, где проработал три сезона, а это уже говорит о незаурядных способностях молодого актера. Попасть в состав труппы такого города говорит о многом.

    С горечью вспоминает Геннадий Андреевич такой эпизод. Во Владивостоке ему предложили покинуть город в 24 часа за то, что, читая стихотворение В.Брюсова "Каменщик", он показал на ложу губернатора. А там есть такие слова: "...Каменщик, каменщик, с верной лопатой, кто же в ней (в тюрьме) будет страдать? Верно не ты и не твой брат богатый..." - жест к ложе губернатора. Раек аплодировал, а назавтра явился жандарм и вручил Мирскому приказ о немедленном выезде. Случилось это в начале первой мировой войны.

    Революция застала юбиляра в киноателье Либкина в качестве у актера-режиссера-ассистента. Ему пророчили большую будущность на экране, но уже в 1919 году он уходит из кино и работает в Ярославском ГубОНО инспектором по драме. Но театр - это такой магнит, что кто попал под его волшебную силу, все равно рано или поздно к нему вернется.

    Так и Мирский - после инспекторской работы вступает в состав Волковского театра и три сезона работает артистом и режиссером. Затем играет в Рыбинске и в Витебске, где об его игре отзывались с большой похвалой, отмечая его недюжинные способности. С 1925 года он уже работает художественным руководителем и главным режиссером в Смоленске, Артемовске (Донбасс), Орле, Чернигове, Брянске, Владикавказе, Грозном.

    С первых дней революции он отдал себя служению пролетарскому театру.

    Конечно, поиски нового не всегда шли гладко, без промашек и ошибок, старая школа давала себя знать. Но ему помогали партийные и общественные организации, которые относились к театру внимательно и заботливо.

    Мирский много сил отдал развитию национального театра и был одним из инициаторов и руководителей Чеченского театра. А перед приездом в Кемерово он два года работал в Бухаре, в государственном национальном театре имени Ф.Ходжаева, где провел большую работу по совершенствованию мастерства узбекских актеров.

    К моменту юбилея Мирский работал в Кемерове второй сезон. И за этот короткий срок успел многое сделать для развития театра "Культармеец Кузбасса".

    А в день юбилея представилась возможность познакомиться с ним и как с исполнителем роли царя Федора. Эту роль он исполнял еще в 1921 году в Архангельске, где газета "Гимн труда" отмечала его талантливую игру, и такой же отзыв мы читаем и в Витебске об этом спектакле.

    В игре Г.А.Мирского чувствуется настоящая актерская культура, накопленная десятилетиями упорной работы. Художественный такт, чувство меры, простота, - вот чем обязан актер своему успеху.

    Мирский часто напоминал своим питомцам о том, что: "Я всегда борюсь за идейный театр, жизнеутверждающий реализм на сцене" (Кузбасс. - 1937. - 1 января).

    Петр Григорьевич Князев

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение