Александр Михайлович Матковский (1903-1986) из "второго призыва" артистов Свердловского театра музыкальной комедии, пришедших сразу после его основателей, в 1930-е годы. Родился на Украине, в семье руководителя церковных певчих. Здесь учился и начал творческий путь.
Окончив в 1919 году Херсонское реальное училище, он ушёл добровольцем в Красную армию. В 1921 году - курсант военной электрошколы, откуда в 1924 году был исключён "как интеллигент". Путь в профессиональный театр ему облегчило участие в армейской художественной самодеятельности, и в 1925-31 годах он работает в украинских и русских драматических труппах, а с 1931 года - в Харьковской музкомедии. В Свердловской музкомедии играл в 1936-1967 годах.
Яркость комедийного дарования проявилась ещё во время работы в Харькове. Он выходил на сцену князем Воляпюком в "Сильве" и Популеску в "Марице" И.Кальмана. В роли Солопия Черевика в "Сорочинской ярмарке" А.Рябова увидел молодого артиста главный режиссёр Свердловского театра музыкальной комедии Г.Кугушев. Осенью 1936 года по его приглашению Александр Матковский приехал в Свердловск.
Ясно, что при наличии в театре блестящих комиков молодой актёр должен был найти своё, особое место. Собственно говоря, оно определилось само собой благодаря своеобразию его дарования: Матковский был комиком-лириком, его юмор был мягким, тонким, окрашенным иронией.
Эти качества зрители и критики оценили сразу. Его работу 1938 года - деда Ничифора в "Свадьбе в Малиновке" Б.Александрова, спектакле особенно важном в творческой судьбе коллектива, отметила газета "Уральский рабочий", написавшая об обаянии персонажа, о том, что артистом создан запоминающийся характер лукавого и в то же время добродушного старика.
Но комик не только смешил. Во многих ролях Матковского прославлялись лучшие качества русского национального характера. Таков был его денщик Иван из "Голубого гусара" Н.Рахманова - натура простая, однако душевно щедрая, способная на глубокую преданность, любовь к родине. Или Назар Филиппович - скромный работник консерватории, бескорыстно служащий искусству ("Беспокойное счастье" Ю.Милютина). Этапным образом стал для актёра великий полководец Суворов из оперетты О.Фельцмана "Дочь фельдмаршала" (1950). Хотя событийная линия оперетты была связана с дочерью полководца, театр постарался колоритно и крупно обрисовать его фигуру. Критика отмечала, что главное качество Суворова в исполнении Матковского - его народность. Комедийность образа проявлялась не только в повадке, манерах, смешном седом хохолке надо лбом (а в спектакле было достигнуто потрясающее внешнее сходство). В сценах Павловского двора под маской чудачества хлёстким словцом, остроумной пословицей, присказкой резал Суворов чванливых вельмож. А в какой восторг приходила публика, когда Суворов Матковского появлялся на сцене под звуки фанфар на фоне пейзажа павшего Измаила!
32 года на сцене, 25 лет в оперетте, 21 год в Свердловском театре, более 80 ролей в музыкальных комедиях... В его творческом диапазоне вы найдёте всё: от мягкой лирики до острой буффонады. Этот артист умеет быть мягким, душевно глубоким или сатирически острым и резким, может быть бытовым, "земным" и поэтическим.
На счету Александра Михайловича - длинная вереница смешных персонажей, вызывающих то наш восторг, то порицание: Кавалькадес в "Поцелуе Чаниты" Ю.Милютина, Акакий Плющихин в "Табачном капитане" В.Щербачёва, романтик-неудачник Лев Гурыч в водевиле "Лев Гурыч Синичкин" с музыкой А.Желобинского, Авдей Спиридонович в "Свадьбе с приданым" Б.Мокроусова и Н.Будашкина, образцовый советский обыватель в оперетте В.Казенина "Мы большие друзья"... Смотреть, как играет Матковский, всегда было удовольствием. В его созданиях блистало мастерство, помноженное на интеллигентность и взыскательный вкус.