Павел Массальский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Павел Массальский фотографии

Массальский Павел Владимирович

04.09.1904 - 15.12.1979

Фильмография: 33 работы в 32 проектах

биография

(22 августа) 4 сентября 1904, Москва (по другим источникам — усадьба Липяги) — 15 декабря 1979, Москва

Советский актёр театра и кино, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1963).

Учился в театральной студии под руководством Юрия Завадского (1922-1924).
С 1925 года — артист МХАТа.
Актёр с прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, Массальский стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом он исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов.

С 1947 года Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ. С 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой мастерства актёра.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 участок).

театральные работы

1925 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого — Дмитрий Шуйский
1927 — «Бронепоезд 14-69» — канадский солдат
1934 — «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу — Джингль
1938 — «Анна Каренина» — Вронский
1938 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — граф Альмавива
1938 — «Горе от ума» А.С. Грибоедова — Молчалин
1939 — «На дне» А.М. Горького — Барон
1940 — «Школа злословия» Ричарда Шеридана — Чарльз Сэрфес
1941 — «Три сестры» А.П. Чехова — Тузенбах
1943 — «Последние дни» М.А. Булгакова — Дантес
1943 — «Русские люди» К.М. Симонова — Панин
1945 — «Идеальный муж» Оскара Уайльда — лорд Горинг
1947 — «Русский вопрос» — Гарри Смит
1949 — «Поздняя любовь» А.Н. Островского — Николай
1951 — «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого — Вово; Сталинская премия первой степени (1952)
1956 — «Осенний сад» Лилиан Хелман — Николае Динери
1957 — «Мария Стюарт» — Лейстер
1958 — «Три сестры» — Вершинин
1958 — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова — Гаев
1960 — «Чайка» А.П. Чехова — Тригорин
1962 — «Убийца» Ирвина Шоу — Вокэн
1963 — «Без вины виноватые» А.Н. Островского — Муров
1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского — Городулин.

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.
Орден Ленина (1974).
Орден Трудового Красного Знамени (1948).
Орден Трудового Красного Знамени (1964).

театр

фотографии

публикации

  • Павел Владимирович был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Он обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался.

    Сосед по даче в Снигирях, знаменитый певец И. С. Козловский, вспоминал, что многие МХАТовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные К. С. Станиславским, считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене. В рассказе «Дерево не засохло», опубликованном в «Литературной газете» Козловский писал, как однажды ему говорил Н. П. Баталов: «Да-да, прошу не удивляться — мы все в одинаковых галстуках. Константин Сергеевич заказал и подарил всем мужчинам. Такой галстук не только у меня — и у Н. П. Хмелёва, и у Массальского, и у Ершова. И у многих других». И продолжал воспоминания о П. В. Массальском: «И, действительно, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Среди них был и молодой тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне — скромный, доброжелательный, со своей всегдашней светлой улыбкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: говорил чуть громко. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости. Мне вообще казалось, что Павел Владимирович всегда боролся с неодолимым чувством смущения, которое он испытывал перед своими великими учителями — Станиславским и Немировичем-Данченко. Видимо, он должен был превозмочь робость, чтобы сказать слово на сцене перед ними — его апостолами в искусстве, перед которыми он преклонялся, которым безгранично верил».

    В. Я. Вульф вспоминал о П. В. Массальском (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8):

    «Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. Никогда не отличался особым умом, но был с большим чувством юмора, с ним было легко и весело. В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. … В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил все время, как складывается их судьба. Я подружился с ним, когда он начал репетировать мой первый перевод, шедший на сцене, — пьесу Уильямса „Сладкоголосая птица юности“; он играл Босса Финли, это не было большой удачей, но общаться с ним было интересно». (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8)

    А вот как вспоминал о П. Массальском сам О. Н. Ефремов:

    «В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. […] Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумел ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную. […] Во время наших занятий был Павел Владимирович неизменно оживлен и остроумен, рассказывал случаи из жизни Художественного театра и своей собственной, откровенно делился с нами сомнениями. Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас все это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нес в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям». (ЕФРЕМОВ Олег. Всё непросто… М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992).

    Евгений Евстигнеев вспоминал о своем учителе:

    Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, все могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию.

    Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всем. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведет с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

пресс-центр