Виталий Соломин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Виталий Соломин (Vitaliy Solomin) фотографии

Соломин Виталий Мефодьевич

Vitaliy Solomin

12.12.1941 - 27.05.2002

Фильмография: 86 работ в 82 проектах

биография

Родился 12 декабря 1941 года в Чите в семье профессиональных музыкантов.

Заслуженный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист России (3.02.1992).

С детства будущий актёр увлекался музыкой, под руководством родителей занимался игрой на фортепиано.
Старший брат — народный артист СССР Юрий Соломин (1935).

В 1959 году был принят в театральное училище имени М.С. Щепкина (класс народного артиста СССР Николая Александровича Анненкова).
Его педагогом на все время учёбы стал Борис Маркович Казанский. На одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов. Начиная со второго курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра.

С 16 сентября 1963 года, после окончания театрального училища имени М.С. Щепкина — актёр Малого театра (с перерывом, 1986-88).
На сцене театра исполнил множество центральных ролей классического репертуара.

1.09.1986 - 4.12.1988 — актёр театра имени Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе Виктора Астафьева "Печальный детектив". В 1989 году поставил спектакль "Западня для одинокого мужчины" в экспериментальном театре "Детектив".
После смены руководства актёр возвращается в Малый театр и ставит спектакль по пьесе Островского "Дикарка" (1991), в котором сыграл Ашметьева и "Дядя Ваня" (1994). В 1997 году он поставил мюзикл А.Н. Колкера по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Последняя по времени работа в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» Александра Галина, «Биография» Макса Фриша.

В кино начал сниматься с 1963 года. Первым фильмом, в котором актёр сыграл главную роль, стала картина "Старшая сестра", в котором он работал с такими замечательными актёрами, как М.И. Жаров, Т.В. Доронина. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий сыграл главную роль — Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей. Большой успех и зрительскую любовь принесли В.М. Соломину такие фильмы, как "Летучая мышь", "Сильва", "Сибириада", «Даурия», «Искренне Ваш…», "Зимняя вишня", серия кинофильмов про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также многих других. Среди работ, не вошедших в фильмографию — документальный фильм "Интервью с Гитлером" (1995).
В 1994 году попробовал себя в качестве кинорежиссёра, сняв полнометражный фильм "Охота" по своему сценарию.

Литературные чтения:
«Похождения отца Брауна» («Сапфировый крест», «Странное преступление м-ра Боулнойза», «Лиловый парик», «Проклятая книга») Г. К. Честертона (серия «Зарубежный детектив на радио России») и «Слово о полку Игореве» в обработке Л. Яхнина

Вечером 23 апреля 2002 года Виталий Соломин был занят в спектакле "Свадьба Кречинского". Ничто не предвещало беды. Но во время первого акта, примерно около восьми вечера актёру внезапно стало плохо. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт. Больше месяца Виталий Мефодьевич пролежал в больнице имени Склифосовского. Последние две недели актёр вообще в сознание не приходил. Развязка наступила в понедельник 27 мая 2002 года в 18 часов 30 минут, когда Виталий Соломин скончался.

Прощание с актёром состоялось 31 мая в Малом театре. В этот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 24.

Первый раз Виталий женился на актрисе Наталье Рудной (1942), однако этот брак продлился недолго.
28 октября 1970 года Соломин женился во второй раз. Его избранницей стала молодая актриса Мария Леонидова (Соломина, 1949).

театральные работы

1963 — «Нас где-то ждут» А. Арбузова — Роберт
1963 — «Иванов» А. П. Чехова — Пётр
1964 — «Веер Леди Уиндермиер» О. Уайльда — Мистер Беркли
1964 — «Человек из Стратфорда» С. Алешина — Каули
1965 — «Украли консула» Г. Мдивани — Чино
1965 — «Дачники» М. Горького — Зимин
1965 — «Герой Фатерланда» Л. Кручковского — сын Крюгера
1966 — «Человек бросает якорь» И. Касумова — Грант
1966 — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани — Борис Ермаков в молодости
1967 — «Джон Рид» Е. Симонова — Диего
1967 — «Дипломат» С. Алёшина — Боб, Комментатор
1968 — «Ревизор» Н.В. Гоголя — Мишка
1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — Буков
1970 — «Эмигранты» А. Софронова — Василий Курбатов
1971 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина — Нелькин
1971 — «Умные вещи» С. Я. Маршака — Музыкант
1973 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Ипполит
1974 — «Летние прогулки» А. Салынского — Куликов
1975 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Чацкий
1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера — Фиеско
1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко — Швандя
1978 — «Мамуре» Ж. Сарман — Франкер
1981 — «Нездешний вечер» (поэтическая композиция по стихам М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Д. Самойлова). Московский театр «Сфера», реж. Е. Еланская
1982 — «Ревизор» Н. Гоголя — И. А. Хлестаков
1983 — «Мой любимый клоун» В. Ливанова — Сергей Синицын
1985 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
1987 — «Печальный детектив» В. Астафьев (Театр им. Моссовета) — Сошнин
1989 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Лоренс Шеннон
1990 — «Дикарка» А. Н. Островский и Н. Я. Соловьев — Ашметьев
1993 — «Дядя Ваня» А. П. Чехов — Астров
1997 — «Свадьба Кречинского», мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
2001 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов

Режиссёрские работы в театре:
«Мой любимый клоун» по Василию Ливанову
«Живой труп» Л.Н. Толстого
«Дикарка» А.Н. Островского
Мюзикл А.Н. Колкера по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»
«Сирена и Виктория» А. Галина
«Биография - игра» М. Фриша
«Иванов» А. Чехова

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 октября 1999).
Золотая медаль имени А. Д. Попова за роль в спектакле «Любовь Яровая» (1977).
Премия правительства Москвы (1998).
Национальная телевизионная премия «ТЭФИ» (2004, посмертно) - за лучшую мужскую роль в телефильме/сериале, фильм «Пан или пропал»).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Больше, чем доктор Ватсон
  • Почти до самой роли доктора Ватсона он не играл в кино ни англичан, ни докторов, ни вообще иностранцев, не говоря уже о представителях высшего общества. Правда, в списке его киноролей были люди с военной выправкой, и даже один – раненый в ногу офицер, но то были бойцы рабоче-крестьянской Красной Армии. В основном же, его актерский тип оценивали как «русского паренька» или «настоящего сибиряка» – каким он и был в действительности.
    Его Ватсон не согласен быть частью книжной иллюстрации, элементом декора, даже причудливым. За ним таится неведомая глубина, и, прежде всего – неведомая ему самому. Он сам не ожидает поступков, какие совершит через минуту. А через полчаса он убежден, что так поступил бы всегда.

    В эпизоде с карманными часами Холмс, как бы походя, замечает, что старший брат Ватсона был мот и пьяница, отчего и умер. С точки зрения сыщика это очевидный логический вывод, для Ватсона – прямое оскорбление. Вот как он сам, – рукою Конан Дойла, – описывает свою гневную реакцию: «расстроенный, я вскочил со стула и, хромая, зашагал по комнате» (цитата из повести «Знак четырёх»). Вскочил и захромал! Он так разгневан, что забыл о своей больной ноге. В книге не верить автору нельзя – иначе зачем читать? В жизни возникает соблазн свой гнев демонстративно разыграть, инсценировать. Соломин не играет. Он проживает этот эпизод на уровне психофизиологии, – попробуйте-ка «изобразить» поднятие давления. Доктору привычнее описывать, как у других «лицо становится пунцовым» или «вздуваются вены на висках», в фильме же мы видим, как все это происходит с будущим летописцем.
    Ватсон в исполнении Соломина не только очевидец, но и объект нашего наблюдения. На всем протяжении сериала он – барометр настроения, с необычайной точностью фиксирующий перепады от «бури и негодования» до «тихой умиротворенности». Вздумай Конан Дойл приложить к рассказам кардиограмму доктора Ватсона, век спустя она бы совпала с кардиограммой артиста.

    В его внешне спокойном, но быстро воспламеняющимся докторе Ватсоне легко смешались две актёрские краски, притом прямо противоположные – весёлая опереточность и серьёзная драма. Первая была опробована почти одновременно с сериями о великом сыщике. В фильме-оперетте «Летучая мышь» Виталий Соломин сыграл беззаботного венского аристократа. Его «фрачный герой» пел, танцевал, в весёлом задоре перепрыгивал бильярдный стол, и вообще всячески балагурил. Делал он это с особой искрой, ведь на съёмочной площадке он соревновался со своим старшим братом Юрием, который балагурил не меньше.
    Вторая, трагическая краска необычайно ярко блеснула в инсценировке пьесы Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (её перенес на телеэкран режиссёр Леонид Хейфец). Соломин явил нам личность амбициозную и трагическую, которая мечется между двумя желаниями: скинув в Генуе тирана, короновать себя монархом – или вернуть генуэзцам республику, отказавшись от власти. Первое значит «стать великим». Второе – «стать божественным». Разница огромна. Душа Фиеско разорвана пополам: к свету он повёрнут слепящим очарованием, а к делам – циничным расчётом. На людях он – блистательный сеньор, а в моменты приватных бесед со слугой-мавром он мрачен и угрюм. Полный обаяния и цветущей молодости, тщеславия и коварства. Как просто было уйти в сторону трафаретного злодея, когда за приветливой маской спрятан негодяй, но Соломин объял крайности этого сложного характера, будто головокружительным пируэтом. Его Фиеско верит, что с божьей помощью настигнет заветную цель, ибо без коварства великие дела не делаются. Он – белая ворона, неординарная личность, вершит политику согласно принципам Макиавелли: то притворяется хитрым лисом, то – благородным львом. Однако искусство политики старше любого своего адепта и много коварней…

    Александр Седов

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

пресс-центр