Один из ведущих актеров театра драмы отмечает юбилей
В последнее время я не так часто хожу в театр, как в былые годы. Иногда могу пропустить какой-либо спектакль Тверского академического театра или Театра юного зрителя, за что сам себя порой корю. Однако я не пропустил ни одного спектакля, где принимал участие народный артист России Константин Юченков. У него есть два качества, которые не могут не импонировать. Это талант и неравнодушие к своему делу. Казалось бы, можно успокоиться. Сыграны десятки ролей. Уже прекрасно знаешь, чем можно насмешить, а чем тронуть за сердце. Однако настоящего артиста всегда отличает постоянный поиск, без которого творчество просто немыслимо.
В последнее время мне достаточно часто приходилось общаться с Константином Юченковым. И разговор шел обычно не только о театре, говорили о спорте, о политике, о том, что происходит в нашем городе и области. И эту нашу беседу, которая состоялась накануне его 65-летия, мы также начали не с театральных разговоров.
– Константин Глебович, честно говоря, выглядите вы не на 65. Чувствуется спортивная закалка.
– В последние годы я пристрастился к большому теннису. Играю по два-три раза в неделю, что, конечно, позволяет поддерживать форму. А так мне приходилось заниматься многими видами спорта. В школьные годы увлекался легкой атлетикой. Метал молот. Даже входил в юношескую сборную Украины. Я в ту пору жил в Симферополе.
Когда учился в ГИТИСе, серьезно увлекался фехтованием. И, конечно, футболом. Играл хотя и на любительском уровне, но вкладывал всю душу. У нас в театре в свое время была даже своя футбольная команда. Играли с артистами из других городов, которые приезжали к нам на гастроли. Ну а сегодня болею за сборную России, как-никак идет чемпионат Европы, и за московский «Спартак».
– И все-таки спорт где-то на втором плане. На первом – театр. Юченковы – фамилия театральная. С кого все началось?
– Началось все с моих родителей, которые не без успеха выступали в Смоленске, Симферополе, Калуге, Ульяновске. Отец, Глеб Иванович Юченков, был народным артистом Украины. Особенно он запомнился в роли Владимира Ильича Ленина. Даже сыграл в двух посвященных ему фильмах. Меня прямо из роддома привезли в театр. И там я проводил все свое свободное время. Мне не раз приходилось рассказывать, как я в первый раз вышел на сцену в возрасте пяти лет. Это было в Симферополе. Спектакль назывался «Тайна черного озера», я там играл девочку. Надо сказать, что у меня никогда не было комплекса перед сценой. В 11 лет я сыграл уже главную роль в спектакле по пьесе Афиногенова «Мать своих детей». А затем я к театру как-то остыл. Даже хотел стать спортивным врачом. Однако, когда я учился в 11-м классе, мои родители уехали в Калугу, стали играть в местном театре. И там мой интерес к сцене вспыхнул вновь. Главным режиссером калужского театра в ту пору была Вера Андреевна Ефремова. Молодая, энергичная. Мне очень нравилось смотреть, как она репетирует, ищет с актерами интересные ходы. И после школы я отправился в Москву, где в конце концов поступил в ГИТИС.
– Время учебы в театральном вузе обычно вспоминают с ностальгией.
– И я здесь не исключение. Учился на курсе Григория Конского и Ольги Андровской, известных в те годы артистов МХАТа. Одной из наших преподавательниц была дочь певца Леонида Собинова. Она была замужем за писателем Львом Кассилем, и мы не раз бывали в их доме в проезде Художественного театра. Интереснейшая семья. Кассиль был хорошо знаком с Маяковским, Хемингуэем, был спецкором на Олимпийских играх. Так что ему было что рассказать. К тому же это было время расцвета театрального искусства. Если только перечислить режиссеров в московских театрах! Завадский, Эфрос, Гончаров, Ровенский, Хейфиц, Ефремов… На протяжении первых двух лет учебы я бывал в театре ежедневно.
– И вот ГИТИС окончен…
– … и я с первой своей женой, она также была актрисой, отправился в Ульяновск, где главным режиссером была Вера Андреевна Ефремова. Здесь у меня родился сын Денис. Ну а затем судьба моя сделала крутой поворот. В одном из спектаклей мы играли вместе с Ириной Андриановой. И влюбились друг в друга. Ирина уехала в Таллин, я за ней. Совсем скоро Вера Ефремова возглавила Калининский театр драмы и пригласила нас к себе. Ну а дальше все, кто интересуется тверской театральной жизнью, наверняка знают мой творческий путь.
– Да, с 1974 года вы играете на сцене, как мы сегодня уже говорим, Тверского академического театра драмы. Однако, насколько я знаю, сегодня фамилию Юченков все чаще можно услышать и в театральных кругах столицы.
– А в этом уже заслуга моего сына Дениса. Он окончил Ярославское театральное училище. Несколько лет работал, и весьма успешно, в Ульяновском театре. А затем в этот город приехал весьма известный режиссер Аркадий Кац, который некогда возглавлял Рижский театр. Он ставил в Ульяновском театре спектакль по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Денис сыграл в этом спектакле роль Глумова. Работа режиссеру понравилась. Он собирался ставить подобный спектакль в Москве в Театре на Никитском бульваре. Кац поговорил с главным режиссером этого театра Марком Розовским и пригласил Дениса в Москву. С тех пор им сыграно в этом театре немало ролей. Не так давно на телевизионных экранах прошел сериал «Автономка», где Денис сыграл командира подводной лодки. В этом же сериале, кстати, участвовал и его сын, а мой, естественно, внук Глеб. Так что это уже четвертое поколение в нашей театральной семье. В настоящее время Денис также ведет достаточно известную телевизионную программу «Главная дорога» на НТВ. В этом году ему присвоили звание «Заслуженный артист России».
– Константин Глебович, вы уже более 35 лет на сцене тверского театра. Наверняка задумывались над его будущим, над тем, куда вообще идет театральное искусство.
– Да, и, к сожалению, большого оптимизма у меня здесь нет. Театр все больше хотят превратить в место, где можно особенно не думать, где можно развлечься, посмеяться. Требуют, чтобы спектакль в течение года окупил все расходы, связанные с его постановкой. А это значит, что в репертуаре будет все больше спектаклей легковесных. Да, классика не соберет столько зрителей, сколько водевиль. Но нельзя превращать театр только в развлекательное учреждение. Нельзя же только смеяться. Нужно думать, нужно переживать… И так нам по телевизору показывают одну пресную жвачку. Нельзя же таким сделать и театр.
Да и на постановку спектаклей нашему театру сегодня выделяют всего полтора миллиона рублей. На эти деньги можно поставить два, ну в лучшем случае три спектакля. А этого крайне мало.
– За годы, проведенные в нашем городе, вы, я уверен, обращали внимание, кто из представителей власти неравнодушен к театру.
– Заядлым театралом я бы назвал Николая Корыткова. Он посещал каждую премьеру и был кровно заинтересован, чтобы театр постоянно шел вперед. Ну а после него… Я по пальцам одной руки могу перечислить спектакли, на которых бывали главные люди области. Леонов посетил один спектакль, и то когда к нам в театр приехал из Москвы драматург Софронов. Платов побывал на «Анне Карениной», когда мы показывали спектакль в Москве. Зеленин ни один из спектаклей нашего театра до конца не досмотрел. Вот, правда, новый губернатор
Андрей Шевелев уже дважды побывал в нашем театре. Посмотрел «Сердце не камень» и «Маскарад».
– Константин Глебович, когда мы увидим вас в новой роли?
– Честно говоря, мы об этом пока особенно не говорим. Однако секрет все равно открыть когда-нибудь придется. Наша с Ириной Андриановой дочь Алена не так давно перевела с норвежского языка две одноактные пьесы – «Чай с лимоном» и «Путешествие в Венецию». Мы хотим сыграть их на малой сцене. Это, если так можно сказать, наша частная инициатива. Театр разрешил нам репетировать, разрешил занять артистов. Однако никаких финансов под этот спектакль пока нет. Кроме меня и Ирины Андриановой в этом спектакле будут заняты молодые артисты Юлия Бедарева и Евгений Романов. Я здесь не только играю, но и пытаюсь выступить в качестве режиссера. Очень надеюсь, что в новом театральном сезоне вы эти пьесы, которые, кстати, никто еще в нашей стране не ставил, увидите.