Георгий Эльнатанов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Георгий Эльнатанов фотографии

Эльнатанов Георгий Якубович

Дата рождения: 25.08.1941

Фильмография: 22 работы в 22 проектах

биография

Родился 25 августа 1941 года в Рыбинске Ярославской области.

Заслуженный артист РСФСР (27.01.1981).
Народный артист России (27.04.2007).

Окончил студию при Самаркандском драмтеатре и ГИТИС.
Актер Рыбинского драматического театра.
Впервые вышел на сцену в 1963 году.
В течение последних 16 лет исполнял функции директора театра (1991-2006).

С 2007 года является директором Ярославского Камерного театра.

театральные работы

В Ярославском Камерном театре:
«Любимая, начнем всё с нуля?..» (премьера 6.04.2008)
«Смешные деньги» (инспектор Ренар)

театр

фотографии

публикации

  • "Однажды и на всю жизнь"
  • Ничто не предвещало, что жизнь Георгия Эльнатанова будет связана с театром, однако вот уже полвека народный артист России Георгий Якубович Эльнатанов верой и правдой служит сцене, и вне театра себя не мыслит.
    Он появился на свет в Рыбинске в год начала войны, в семье медсестры и инженера завода, ныне известного как НПО «Сатурн». Хотя отец Якуб Абаевич, прежде чем стать инженером в Рыбинске, первым у себя на родине в Самарканде сел на трактор, и его, в награду, отправили в Москву на учебу. Из столицы с ликбезовской группой он и прибыл в Рыбинск.
    Первые годы жизни стерты из памяти Георгия Якубовича, точно ластиком с листа бумаги. Всю войну семья была в эвакуации в Уфе.
    - Этого времени совсем не помню - признается Георгий Якубович. - Вернулись в Рыбинск, а вскоре папа увез нас в Азию, в Самарканд. Горьким оказалось это путешествие для нас. Самаркандская родня быстро отца и мать развела, и мы с мамой вернулись домой в Россию. Отец остался у себя на родине. Если б не бабушка, не знаю, как бы наша судьба сложилась – голодные были годы.
    Время было послевоенное, безотцовщина, рос я практически на улице. Жизнь шла по «пацанским понятиям», а это значит, что выйти из дома без ножа - нечего и думать. Когда впервые услышал песню Владимира Высоцкого «Час зачатья я помню не точно…» - ревел, точно про меня это было написано. Да, в те годы «финка» в кармане была мне ближе Гамлета.
    - Когда же сменились приоритеты?

    - Не все так просто. Когда я окончил школу, отец позвал в Самарканд – учиться дальше. Я сразу спросил: театральный есть? Есть, но только в Ташкенте. Какой Ташкент для пацана из Рыбинска с местным говорком?! Там на меня смотрели, как на инопланетянина. Выбрал музыкальное училище. Спел директору «Снежные сибирские дальние поля...», тот предложил мне дирижерское хоровое отделение – у меня ведь не было за плечами музыкальной школы. Я, конечно, обиделся: «Это что, руками махать?». Но делать нечего, начал учиться. А потом увидел объявление – Самаркандский драматический театр набирает студию. Вот это мое! Вот так и учился сразу в училище, и в студии. Потом училище бросил, все время посвятил студии. Через три года получил «корочки», и приехал в Рыбинск.

    В Рыбинск, надо заметить, Георгий Якубович приехал в отпуск, а работать устроился в Самаркандский театр. Но не тут-то было.
    - Встретил друга детства Мишу Ваховского, а его отец был тогда директором театра. Залман Борисович меня пристыдил: ты, мол, рыбинский парень, а работаешь в Самарканде! Да где твои патриотические чувства? Привел меня к главному режиссёру. Тот сразу загрузил меня работой, ввел сразу в пять спектаклей, в которых я заменил уволившихся артистов. Год отработал, и меня призвали в армию.

    Служба в армии для солдата Эльнатанова (а призвали его в знаменитую Кантемировскую танковую дивизию) началась… с кинематографа.
    - Призвали меня в июне, и сразу на съемки «Войны и мира». Собрали там пятнадцать тысяч новобранцев. В городе Дорогобуже снимали Бородинское сражение. Взвод ярославцев в пятьдесят человек обеспечивал охрану имущества «Мосфильма» и выполнял работу пиротехников – пускал дымы, устраивал пожары. Нас поднимали в четыре утра. Солдаты получали пиротехнику, спички огромные с «боеголовками» и две-три бочки горючей смеси. «Пятая, больше дыма!» – кричат по рации. «Есть больше дыма!» – и давай совковой лопатой работать!
    Когда служить оставалось совсем немного, солдат Эльнатанов попросил у комполка разрешения съездить в Москву - подать документы в ГИТИС. Чтобы сдать один из экзаменов, пришлось ему даже в «самоволку» убежать. Но поступил! Потом служил в Рыбинском театре, уже без «побегов», почти сорок пять лет, сыграв десятки, если не сотни ролей. А в 1990-м году взвалил на свои плечи непомерный, как тогда казалось, груз – возглавил театр, приняв его практически в руинированном виде: уволившийся режиссер забрал с собой половину труппы, в репертуаре осталось четыре названия, затертые до дыр.
    - Как вы вышли из этого кризиса?
    - Договорился с Ярославским театральным институтом о целевом наборе курса рыбинцев. Первый курс выпустили в 2002 году, второй – четыре года спустя, и сегодня все эти молодые артисты служат в труппе Рыбинского драмтеатра. Приглашал на постановку хороших режиссеров.
    Уходя из Рыбинского драмтеатра, своему преемнику Георгий Эльнатанов оставил театр в отличном, работоспособном состоянии.

    Георгий Якубович, говоря о роли кино в своей жизни, называет себя в шутку «мастер эпизода». Хотя об эпизоде, с которого началась фильмография народного артиста России Эльнатанова, любой артист может только мечтать. Это роль грузинского князя в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
    - Как судьба свела вас с Рязановым?

    - Рыбинский драматический театр был на гастролях в Костроме как раз в то время, когда Рязанов снимал там «Жестокий романс». А в гастрольной афише нашего театра был спектакль, поставленный по пьесе «Аморальная история», написанной Эльдара Рязановым в содружестве с Эмилем Брагинским. Директор театра Игорь Шустерман пригласил Рязанова на спектакль. Тот долго отнекивался, говорил, что никогда не ходит на спектакли, поставленные в периферийных театрах по его пьесам. Шустерман, пообещав сохранить визит в тайне, уговорил: не понравится – встанете и уйдете. Однако после спектакля Рязанов, очень довольный, пришел за кулисы – так спектакль ему понравился. А через некоторое время – звонок: Эльдар Рязанов просит руководство театра отпустить артиста Эльнатанова для участия в съемках. Увидев меня, Эльдар Рязанов сказал: «Почему у нас в сценарии князь Зураб? Пусть будет Георгий…» Помню, гример ещё тогда удивлялся: какой же, говорил, из вас князь, когда вы Паратов – да и только. Жаль, но на такие перемены в сценарии Рязанов уже не пошел… Работать с ним было – одно удовольствие.
    - Каким, на ваш взгляд, должен быть театр, чтобы туда шел зритель?

    - Это должен быть театр переживаний, где главное – человек и его чувства. Именно это мне дорого в Ярославском камерном театре.

    Лариса Драч

    9.12.2013

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение