Виктор Курышев

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Виктор Курышев фотографии

Курышев Виктор Николаевич

Дата рождения: 22.01.1946

Фильмография: 27 работ в 27 проектах

биография

Родился 22января 1946 года.

В 1966 году окончил Ярославское театральное училище (руководитель курса Ф.Е.Шишигин), а в 1976 - юридический факультет Ивановского государственного университета.

С 1966 года артист Ярославского академического Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г.Волкова (ныне - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова).

С 1974 года член СТД РФ.

-----------------------------------------------------------------
Его послевоенное детство прошло в Угличе. Их домик стоял почти на берегу Волги. Отец вернулся с войны инвалидом, а мать за военное время не уберегла двух дочушек – во время бомбежки осколок угодил в младенца прямо на руках у матери, а другая девочка, умерла от заражения крови, пока мать пешком ходила из Углича в Кашин, чтобы выменять какие-то вещи на хлеб. Сын, родившийся после победы, был надеждой отца и матери. Родители надеялись выучить его и поставить на ноги. Отец видел сына волжским капитаном, что водит теплоходы, или часовых дел мастером или сыроделом... Или историком, разгадывающим тайны царевича Димитрия. Сын не отказывался. Он пропадал на теплоходах, у волжских капитанов был своим, мальчишкой ходил на судах и баржах от Москвы до Астрахани, но хотел попробовать и испытать все. Неудивительно, что театр – с его волшебным светом и атмосферой покорил его сразу и навсегда. Подростком Виктор пришел - в Народный театр, широко известный не только в Угличе, играл в спектаклях по пьесам Розова, Арбузова, Володина. Однажды руководитель театра показал ему объявление о приеме в Ярославское театральное училище. – Поезжай. Принимают пятнадцатилетних... Одновременно доучиваются в средней школе.

На третьем туре решающий отбор вел Шишигин. Прослушав басню Михалкова, Шишигин спросил Виктора, какие песни он знает. Ответ, казалось, был наивный и простодушный. «Жил был у бабушки серенький козлик...». Шишигин усмехнулся. Он все понял – паренек готовил себя к неизбежному финалу: «Остались от козлика рожки да ножки»... Шишигин спросил:: «Ты почему такой смелый?» Курышев ответил: «Я комик в жизни, артист – на сцене». Поговорка ему нравилась, можно было переставлять слова, считать себя артистом в жизни и комиком на сцене...

Многие годы Виктор Курышев так и оставался в театре юнгой, хотя в душе считал себя пятнадцатилетним капитаном. Он был самым юным среди блистательного созвездия мастеров Волковской сцены и был счастлив оттого, что играл рядом с Ромодановым, Беловым, Чудиновой, Солоповым. Он играл в «Федоре Волкове» и в «Панфиловцах», в «Детях солнца» и в «Печорине». И за свою актерскую жизнь переиграл сотни ролей маленьких и средних, чаще всего эпизодических. Был и в его жизни кризисный момент, но актер преодолел его, окончил заочно Юридический институт и получил диплом юриста. И вновь судьба показывала ему иные пути – следователя, адвоката, сотрудника милиции. Но театр взял свое.

Добродушные и высокомерные, улыбчивые и серьезные, его герои - звенья вечной цепи лицедейства и общего нашего краткосрочного, и бесконечно повторяющегося бытия, люди и артисты, любящие, мыслящие, одержимые, ревновавшие и колотившие друг друга понарошку и взаправду. И каждый из них неповторим. У каждого своя мелодия, щемящая и бесшабашная... Эпизоды с участием Виктора Курышева в спектакле всегда привлекают внимание. Актер работает точно, легко, без нажима, хотя не боится порой утрировки или гротеска. В «Кьоджинских перепалках» у него – серьезная и трюковая роль полицейского пристава, сосредоточенно-углубленно производящего дознание. Но здесь Курышев – настоящий шут, а его герой – клоун, полупьяненький, то улыбчивый, то строгий и здесь – узнавание самого себя, воспоминание о собственном детстве, и первом восхищении шутами. В «Спиритах» он играет почти бессловесную роль посыльного «от Бурдье» - с коробкой и новым платьем для хозяйки богатого дома. Он бесконечно и терпеливо ждет, как привык ждать всю жизнь. Одновременно этот посыльный – нравственный камертон всего происходящего, зоркий и тайный наблюдатель, оценивающий и пронимающий комедию лицедейства, которую господа разыгрывают на его глазах. В «Дурочке» - перед нами полубезумный и усердный учитель, приставленный к Финее, отчаявшийся научить – «чему-нибудь и как-нибудь». И расцветающий от талантов ученицы, пробужденных любовью. Педагогика для Виктора Николаевича Курышева – стезя знакомая. Он преподает искусство грима в нашем театральном институте. Гримы, парики, усы, носы, бакенбарды, бороды и бородки – это своего рода живопись на лице ученика. Живопись, которая помогает актеру создать характер.

Однажды (это было в начале 80-х) он играл роль капитана милиции в спектакле «Спасите наши души». В милицейской форме пришел с репетиции в театральный буфет – пообедать. За столиком сидел каверзный старичок, ревизор КРУ из Москвы. Курышев поздоровался. Старичок поклонился и спросил его тихо: «И вы тоже – проверяете?» - «Да», - кивнул Виктор прямо по роли. – «И давно работаете в театре?» - «Давно, - чистосердечно сказал Виктор. – Очень давно». – «Ну, если и ваше ведомство привлекли, то есть ОБХСС... Нюхом чувствую, что есть нарушения, но не могу найти. Как Вас зовут? Надеюсь, теперь мы работать вместе. Надо прижать сотрудников бухгалтерии, согласны?»

В два часа ночи домой Виктору позвонила главный бухгалтер. Причитая и плача, спросила: «Виктор Николаевич! Правда, что вы – секретный сотрудник ОБХСС, и только притворяетесь актером? Мне ревизор сказал...» - «Да я пошутил!» - воскликнул он.

Утром его вызвал к себе директор театра. Рядом был тот самый старичок. «Да я же пошутил!» - воскликнул Виктор. «Хороши шутки! – сказал ревизор. – А если бы война? Вы бы Родину продали?...» Тут уж за него заступился и директор. – Это уж слишком! Что вы... Родину – никогда. Он у нас службу проходил в группе Советских войск в Германии...»

Виктор до сего времени хранит в своем домашнем архиве выговор «за нетактичное обращение с работником Министерства культуры».

«Я же говорил, - улыбается Курышев. – Давно говорил, что я – комик в жизни и артист на сцене»...

театральные работы

Вильфрид-Каспер - «Физики» Ф. Дюрренматта
Арапчонок, Гаврила, Григорий - «Федор Волков» Н.Севера
Рябцов - «Враги» М. Горького
Тришка - «Недоросль» Д. Фонвизина
Ичино Мотоно - «Посольский дневник» С. Дангулова
Карташов - «Брат Алеша» В. Розова
Гришка - «Характеры» В. Шукшина
Абросимов - «Тревожный месяц вересень» В. Смирнова
Валерик, Джанни - «Ожидание» А. Арбузова
Деннис - «Как вам это понравится» В. Шекспира
Фирсов - «Соловьиная ночь» В. Ежова
Дженшенкул - «Материнское поле» Ч. Айтматова
Стенли - «Сваха» Т. Уайльдера
Ибисов - «Дело» А. Сухово-Кобылина
Роберт-Пила, Констебль - «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля
Витторио - «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи
Полли Бейкер - «Человек есть человек» Б. Брехта
Мэрри - «Сокровища капитана Флинта Б. Савельева
М-р Джибс - «Мышьяк и кровавые кружева» Н. Кесселринга
Бондаренко - «Кавказский роман» Л. Толстого
Яков - «Платонов» А. Чехова
Рейнальдо - «Гамлет» В. Шекспира
Мишка - «Ревизор» Н. Гоголя
Псалм - «Двойная игра» У. Конгрива
Потапыч - «Игрок» Ф. Достоевского
Роберто - «Цилиндр» Э. де Филиппо
Пристав, Фортунато - «Къоджинские перепалки» К. Гольдони
Царь, Старик - «Сказки Пушкина»
Мирон Ипатыч - «Охота пуще неволи» А. Островского
Г-н Физзиунг, Джентльмен - «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» О. Никифоровой
Дед Мазай - - «Снежная кутерьма» О. Никифоровой

призы и награды

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», 2000 г.

театр

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение