Эмилио Фернандес

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Эмилио Фернандес (Emilio Fernández) фотографии

Эмилио Фернандес

Emilio Fernández

26.03.1903 - 06.08.1986

Фильмография: 46 работ в 31 проектах

биография

Мексиканский режиссёр, сценарист, актёр.

Полные имя и фамилия — Эмилио Фернандес Ромо.

Родился 26 марта 1903 года в местечке Дель Ондо, штат Коауила, Мексика.
Умер 6 августа 1986 года в Мехико, Мексика.

По матери Фернандес был индейцем, чем очень гордился, и в истории мирового кино он известен также под именем "Эль Индио" (El Indio).

Эмилио Фернандес, ещё при жизни ставший классиком, одним из первых обратился к народным истокам культуры в кинематографе, создав собственный оригинальный стиль. На протяжении 1940-х годов его творчество, отмеченное многочисленными премиями на международных фестивалях, было для зарубежных зрителей символом мексиканского кино.

Фернандес учился в военном училище в Мехико, в 1923 году, будучи замешанным в попытке государственного переворота, был приговорен к длительному тюремному заключению, но спустя три года ему удалось бежать в Калифорнию. Там Фернандес работал кем придется, пока не попал в Голливуд, где заметили его отличное мастерство наездника и взяли статистом. В Голливуде он провёл с 1928 по 1933 годы, выступая в эпизодических ролях. Здесь ему удалось посмотреть привезенный на студию для монтажа киноматериал, отснятый в Мексике Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ, что укрепило его в мысли о возможности создавать мексиканские фильмы со своими актёрами о своей национальной действительности. Вернувшись на родину из США в 1933 году, Эмилио Фернандес навсегда связывает свою жизнь с кинематографом — пишет сценарии, выступает как актёр ("Сердце бандита", 1934, "Мария Елена", 1935), большую популярность приносит ему главная роль в фильме индейской тематики "Ханитцио" (1935) ре­жиссёра Карлоса Наварро.
В 1941 году он наконец осуществляет давнишний замысел — дебютирует как режиссер картиной "Остров страсти", благожелательно принятой публикой и критикой. Настоящий же успех ждет его после премьеры третьего фильма — "Лесного цветка" (1943), драматической истории любви, вплетённой в бурные события мексиканской революции 1910-1917 ггодов Это был уверенный набросок того само­бытного стиля, что позже станет характерным для всего творчества Эмилио Фернандеса. Здесь определилось ядро постоянной съёмочной группы режиссёра: оператор Габриэль Фи-героа, сценарист Маурисио Магда-лено, актёрский дуэт Долорес дель Рио (снимавшаяся до этого в Голливуде) и Педро Армендариса. Следующий фильм Эмилио Фернандеса "Мария Канделария", получивший международное признание (Большой приз на I МКФ в Каннах), знаменует рождение нового направления в мексиканском кино, названного школой Фернандеса — Фигероа. "Мария Канделария", сюжет которой развивался по законам мелодрамы, отличалась поэтической атмосферой, лирической интонацией, живописностью картин жизни индейского поселка, где разворачивалась трагическая история любви красавицы Марии и бедняка-крестьянина Лоренсо. Фернандес приобретает статус ведущего режиссёра Мексики, его ленты 1940-х годов "Покинутые", "Бу-гамбилья" (обе награждены призами Мексиканской киноакадемии), "Жемчужина" (приз Мексиканской киноакадемии; 4 приза на VIII МКФ в Венеции), "Рио Эскондидо"(приз Мексиканской киноакадемии), "Макловия"(медаль президиума Совета министров Италии на IX МКФ в Венеции), "Сельская девушка" (в нашем прокате "Мексиканская девушка", приз Мексиканской киноакадемии), ставшие вехами в истории национальной кинематографии, демонстрируются и за рубежом. Этим картинам свойственны эмоциональность, обнажённость чувств, сочетание реалистического и романтического начал. Причем романтизация героев заложена не только в драматургии, но облачена в строго отточенную художественную форму, в чем немалая заслуга соавтора режиссёра — оператора Г. Фигероа, признанного мастера светотени, камера которого открывала суровую красоту мексиканского пейзажа, живописность и скульптурность действующих лиц. Особым пластическим совершенством отличаются картины "Жемчужина" (1945, по одноименной повести Дж. Стейнбека) и "Рио Эскон-дидо" (1947), где в роли сельской учительницы Росауры, отважной защитницы бесправных крестьян-индейцев, выступила актриса высо­кого трагедийного накала Мария Феликс. Многое роднит стиль Фернандеса и Фигероа с живописью мексиканских художников-муралис-тов Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и Давида Сикейроса, поскольку отражает распространённое в тот период течение индеанизма, то есть поиска в исконно народной традиции основы современного демократического искусства. Режиссёр, точно уловив требование времени, вывел на экран новых героев — индейцев: крестьян, рыбаков; с сочувствием и драматизмом он обрисовал их угнетённое положение, хотя его социальная критика и не отличалась особой глубиной.

Излишняя эстетизация и определённый схематизм в изображении героев постепенно превратились в ловушку для режиссёра, начавшего повторяться. Определённым водоразделом в творчестве Фернандеса послужила картина "Сеть" (1953), изысканная в формальном плане и замкнутая на любовных взаимоотношениях трёх персонажей: женщины и двух мужчин, обитающих в хижине на берегу моря. После её провала в прокате продюсеры объявили Фернандесу бойкот. В 1950-е годы его творчество переживает заметный упадок, он возвращается к актёрскому ремеслу, снимаясь до последних лет жизни не только на родине, но и в Испании и США. Лучшие его роли сыграны в фильме "Кукарача" (1958) И. Родригеса и в картине, им же самим поставленной, "Верный солдат Панчо Вильи" (1967).
В 1970-е годы Фернандес предпринял несколько попыток вновь обратиться к режиссуре (фильмы "Чока", "Красная зона", "Северный ветер" — в нашем прокате "Возвращение Аурелио", "Эротика"), воскресив старые свои сюжеты, с участием других исполнителей, не выдержавших сравнения со знаменитыми предшественниками.
Эмилио Фернандес, отличавшийся буйным нравом и несколько раз попадавший в тюрьму по обвинению в убийстве, влюблялся во многих своих актрис, был дважды женат, вторая его супруга Колумба Домин-гес более всего известна по главной роли в "Сельской девушке".

Т. Ветрова

призы и награды

В 1946 году Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Мария Канделария».
В 1947 году премия Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру за фильм «Жемчужина».
В 1962 году награду «Лучшему фильму на испанском языке» на международном фестивале в Сан-Себастьяне за фильм «Pueblito»
В 1967 году номинация на гран-при Московского МКФ фильма «Верный солдат Панчо Вильи».

источники информации

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение