Американский актёр театра и кино.
Родился 16 мая 1905 года в Гранд-Айленде (штат Небраска, США).
Среди голливудских актёрских династий семейство Фонда — самое обширное. Уже четыре его представителя появились на экране. Но начало положил Генри, проработавший в кино почти полвека и снявшийся в 90 фильмах. Расцвет его славы пришёлся на 1930-е годы — он стал ведущим выразителем демократических тенденций того периода. Но и в последующие десятилетия, когда менялись идеалы, герои, приёмы игры, Фонда оставался любимцем публики. Ибо многие сыгранные им персонажи олицетворяли собой принципы американизма в лучшем смысле этого понятия.
Генри, родившийся в небогатой семье, — у отца была небольшая типография — мечтал стать писателем и даже поступил на журналистский факультет Миннесотского университета. Однако проучился там всего два года. Занятия в любительской труппе, которой руководила Дороти Брандо — мать другой будущей знаменитости — поглощали всё его время. Ведь он выступал там не только актёром, но и художником-декоратором, ибо любил живопись и сам неплохо рисовал. В 1923 году выбор его был сделан окончательно. Фонда переехал в Нью-Йорк, где жил в одной квартире с другим дебютантом — Джеймсом Стюартом, дружба с которым поддерживалась всю жизнь.
В 1929 году Генри появился на Бродвее в пьесе «Игра жизни и смерти», имел успех, а шесть лет спустя спектакль «Фермер выбирает себе жену» фирма «XX век-Фокс» купила для экранизации вместе с исполнителем главной роли.
Этот долговязый молодой человек с ясными глазами и застенчивой улыбкой на милом лице, как нельзя лучше соответствовал той тенденции, которая господствовала в кино США 1930-х годов. Место лощеных красавцев и светских львов в это десятилетие прочно заняли простые американцы — честные, мужественные, искренние, из тех, кого всегда хочется иметь рядом в трудную минуту.
Неслучайно наивысшие успехи этого актёра на экране оказались связанными с именем Джона Форда — самого американского из голливудских режиссёров. В его фильмах Фонда был Авраамом Линкольном, сыграв не только конкретное историческое лицо, но и национальный характер с его причудливой смесью силы и предприимчивости, энергии и прагматизма («Молодой мистер Линкольн», 1939); Томом Джоудом — бывшим фермером, а после разорения — сельскохозяйственным батраком в «Гроздьях гнева» (в нашем прокате «Дорога бедствий», 1940), олицетворяя собой лучших представителей народа в их борьбе за социальную справедливость. Храбрым шерифом Вайатом Ирпом — представителем закона на беззаконном Дальнем Западе в знакомой нам картине «Моя дорогая Клементина» (1947). Идеалистом и мечтателем лейтенантом Дугласом Робертсом, образ которого весьма украсили комедийные краски, приданные ему исполнителем. («Мистер Робертс», 1955 год — до этого актёр почти семь лет играл эту роль на Бродвее).
Фонда любил сниматься в комедиях и делал это успешно («Леди Ева», 1941; «Самец», 1942; «Великолепный болван», 1942 и другие). Был очень хорош в вестернах, которых у него множество: «Барабаны в долине Могавка» (1939), «Форт Апачи» (1948), «Жестяная звезда» (1957), «Как был завоеван Дальний Запад» (1962) и другие.
Но главным в его творчестве, прошедшим через все десятилетия, был борец за правду и справедливость, к какой бы эпохе и сфере ни относились сюжетные перипетии. Таков он в вестерне «Инцидент в Окс-боу» Уильяма Уэллмана (1942) — единственный, кто пытается удержать взбудораженную толпу от линчевания троих невиновных. В уголовной драме «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета (1957), где актёр играл Восьмого присяжного, сумевшего силой своей убеждённости доказать остальным одиннадцати их неправоту в осуждении мексиканского подростка. В политическом фильме «Самый достойный» Фрэнклина Шеффнера (1964) его кандидат в президенты Уильям Рассел обладал многими лучшими чертами Джона Кеннеди. В знакомой нам экранизации «Войны и мира» (Кинг Видор, 1956) Пьер Безухов стараниями исполнителя не стал романтическим героем, как хотело руководство фирмы, а остался таким, каким он был у Льва Толстого — носителем философского смысла романа.
Лиризм, обаяние, тонкость и душевная чуткость Фонды во многом смягчили все эти образы, не позволили им стать схематичными или ходульными, как это нередко бывает с подобными ролями положительных персонажей. Актёр отрицательно относился ко всяким школам и методам исполнительства, но исповедовавшиеся им принципы реализма и психологизма во многом были близки системе Станиславского.
Особенно отчётливо все эти притягательные черты его таланта проявились в последнем фильме «На золотом пруду» (1981) — во многом автобиографичном. Сыграв старого профессора Нормана Тейера (эта работа была увенчана целым сонмом премий: «Оскаром», «Золотым глобусом», призом 23 МКФ в Карловых Варах), Фонда как бы подвёл итоги собственного длинного жизненного пути, оставив нам в наследство светлое ощущение жизни, её радости, красоты, тепла.
Помирился он здесь и с дочерью (Джейн Фонда), отношения с которой раньше оставляли желать лучшего: отец не одобрял её образ жизни. Вместе с Питером эти двое были его единственными детьми, хотя актёр был женат пять раз. Но лишь с последней спутницей, Ширли Адаме, молоденькой и хорошенькой стюардессой и манекенщицей, в брак с которой он вступил уже шестидесяти с лишним лет, был по-настоящему счастлив.
О своём творчестве и отношениях с людьми Фонда написал в книге «Моя жизнь», появившейся в год его смерти.
В 1978 году был удостоен премии Американского киноинститута.
Умер 12 августа 1982 года в Лос-Анджелесе.
Премия "Оскар":
1980 - Почетная премия за выдающийся вклад в развитие киноискусства
1981 - Лучший актер ("На Золотом пруду")
Номинация на "Оскар":
1940 - Лучший актер ("Гроздья гнева")
1957 - Лучший фильм, продюсер ("Двенадцать разгневанных мужчин")
Премия "BAFTA" (1957):
Лучший иностранный актер ("Двенадцать разгневанных мужчин")
Номинация на "ВАFТА" (1982):
Лучший актер ("На Золотом пруду")
Номинация на "Золотой глобус" (1957):
Лучший актер, драма ("Двенадцать разгневанных мужчин")
Премия "Золотой глобус" (1981):
Лучший актер, драма ("На Золотом пруду")
Номинация на "Эмми":
1980 - Лучший актер в мини-сериале или телефильме ("Зал славы Хэллмарк")
Премия "Тони":
1948 — Лучший актер в пьесе ("Мистер Робертс")
1979 — Почётная премия за вклад в развитие театрального искусства
Номинация на "Тони" (1975):
Лучший актер в пьесе
Премия Сесиля Б. Де Милля
1980 — за выдающиеся заслуги в кинематографе
Карловы Вары (1982):
Лучший актер ("На Золотом пруду")
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.