Владимир Гайдаров

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Владимир Гайдаров (Vladimir Gajdarov) фотографии

Гайдаров Владимир Георгиевич

Vladimir Gajdarov

25.07.1893 - 17.12.1976

Фильмография: 47 работ в 45 проектах

биография

Родился 12 (25) июля 1893 года в Полтаве.
В 1912 году из Полтавы Владимир Гайдаров приехал в Москву учиться, был принят на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Не бросая учёбу в университете, Гайдаров в 1914 году держал экзамен в студию МХТ и был принят.

С 1916 году Гайдаров снимается уже в главных ролях: пианист Стрижеекни ("Панна Мэри"), князь Ипполит Златогорский ("На крыльях смерти"), Владимир ("Шквал"), миллиардер Старк и принц К. ("Ты ко мне не вернёшься"). Он скоро постиг нехитрую тогда специфику кино, и его послужной список быстро рос. Его партнершами были тогдашние звезды — Вера Орлова, Наталия Лисенко, балерина Мария Рейзен и, конечно же, Ольга Гзовская. Популярность Гайдарова была столь велика, что когда он ушёл от И. Ермольева, тот продолжал выпускать афиши с его именем, меняя, правда, инициалы.

В конце 1920 года Гзовская и Гайдаров уехали в заграничные гастроли. В Риге во время их выступлений в кинотеатрах прокатывали фильмы с их участием. Актерами заинтересовались немецкие киностудии, чьи представители находились в Риге.

В 1932 году они вернулись в Россию. На Киевской киностудии снялись в картине "Степные песни". В 1934 году переехали в Ленинград.
Долгое время, кроме чтецких концертов и лекторских выступлений, работы не было. Только в 1938 году Владимира Георгиевича зачислили в труппу театра драмы имени А.С. Пушкина.

Его супругой долгие годы была Ольга Владимировна Гзовская (1883-1962).
Заслуженный артист РСФСР (1940).

Ушёл из жизни 17 декабря 1976 года в Ленинграде. Похоронен на кладбище в Комарово, под Петербургом.

Может быть, он жил бы еще долго, если бы их дом на Мойке не пошел на капитальный ремонт. Ему необходимо было остаться в центре и сохранить метраж, потому что в меньшую квартиру он не влез бы со своим громадным архивом. Переговоры с начальством по жилью были мучительными и долгими.
Владимира Георгиевича положили в Куйбышевскую больницу, и переезд совершался уже без него. Он прожил еще два месяца, но так не ступил в новое жилье...

Евгений Биневич, "Далекие звезды", журнал «Нева» 2004, №8

призы и награды

Сталинская премия I степени 1950 года за фильм "Сталинградская битва"

театр

фотографии

публикации

  • Владимир Георгиевич Гайдаров (нем. Wladimir Gaidarow) (25 июля 1893, Полтава — 17 декабря 1976, Ленинград) — русский, немецкий, советский актер.

    Рассказ об этом человеке родился спонтанно и довольно неожиданно. Переписываясь с Людмилой Головатюк - внучкой Полтавского купца Николая Федоровича Грекова, владельца примечательного дома на углу нынешних улиц Гоголя и Октябрьской я встретился с ее сестрой Черкасовой Ириной Константиновной. Просматривая сохранившиеся семейные фотографии, Ирина Константиновна обратила мое внимание на два снимка, сказав: "А это наш родственник - артист Владимир Гайдаров". Вот так благодаря этой встрече и появился небольшой рассказ о знаменитом актере родом из Полтавы.

    [Владимир Георгиевич Гайдаров] Владимир Георгиевич Гайдаров родился 12 (25) июля 1893 года в Полтаве, в семье купца Гайдарова (Гайдарева) Георгия Васильевича. Его отец был довольно преуспевающим купцом и имел свой дом на улице Кузнецкой,13 (ныне ул. Пушкина). Избирался в 1906-1909 гг. почетным членом Полтавского Губернского попечительства детских приютов.

    Отец хотел, чтобы его сын с самого раннего возраста получил хорошее воспитание и образование. Поэтому с 6 лет был нанят частный учитель который давал Володе уроки игры на скрипке, но музыка не стала его главным увлечением. Впрочем, увлечений у молодого Владимира хватало. Мальчика отдали для обучения в Полтавскую губернскую гимназию, что было довольно престижным для купеческого сына. Способности к театральной деятельности проявились у мальчика очень рано. Уже в третьем классе гимназии мальчик организовал кружок по изучению литературы, в пятом – серьёзно увлёкся философией. Однако самой главной - влекущей, непостижимой его любовью стал театр, куда он впервые попал в восьмилетнем возрасте. "Меня пленяла в театре какая-то напряжённая насыщенность театрального зала, когда я ощущал, что все сидящие в нём зрители живут одними и теми же чувствами, одними и теми же помыслами и стремлениями... Всё увиденное и услышанное мною в театре поднимало мою душу. Мне казалось, что и сам я становлюсь лучше и благороднее. И что театр – могучее оружие, которое может способствовать уничтожению несправедливости в обществе", - вспоминал Гайдаров. Как-то на концерте в Просветительном здании имени Н.В. Гоголя юноша увидел прелестнейшую молодую актрису Ольгу Гзовскую, исполнявшую под музыку стихи в прозе Тургенева. Гайдарова потрясла её молодость, грациозность, певучий голос удивительного тембра. С тех пор, театр стал неотъемлемой частью всей жизни Владимира Гайдарова, а Ольга Гзовская – его кумиром и идеалом.

    После окончания гимназии, были открыты двери для получения высшего образования. В 1912 году Владимир переезжает из Полтавы в Москву, где поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. “Само собой разумеется, - напишет потом Гайдаров, - что мимо моего внимания не прошли театры Москвы, ее картинные галереи и музеи. Особенно театры! И в первую очередь – Московский Художественный театр, тогдашний кумир молодежи, властитель ее дум”. И первым спектаклем, что он увидел там, был “Гамлет”, который его потряс, и в котором Офелию играла Ольга Гзовская. "После первого же спектакля я влюбился в МХТ, в его руководителей, актёров..."

    Настойчивый юноша хочет испытать себя, и удача идёт ему навстречу – случайное знакомство с режиссёром Евреиновым, рекомендательное письмо к секретарю МХТ... Увы, сроки экзаменов давно миновали, и приходится довольствоваться скромным положением вольнослушателя. Недолгие занятия убедили Владимира, что театру можно принадлежать только полностью, но готов ли он к этому сейчас? Готов ли он бросить университет ради МХТ, где он всего лишь вольнослушатель...

    И Гайдаров принял решение оставить студию. В МХТ он вернулся в 1914 году, будучи еще студентом университета. Причем вернулся "с соблюдением всех формальных правил", сдав приёмный экзамен. Мало того, его сразу же стали привлекать к участию в спектаклях. Первым театральным опытом стали "души" двух тарелок и одного из ужасов "Царства ночи" в "Синей птице" М.Метерлинка, подготовленные с помощью известного режиссёра Л.А. Сулержицкого. "Леопольд Антонович так увлекательно рассказывал о наших задачах в исполнении этих сцен, что я невольно верил ему и, проделывая движения тарелок, наделил их какой-то резкостью и остротой, как будто "душа" моих тарелок была очень строптива, а из ужасов – я выбрал ужас войны, который нападал даже на своих собратьев, вылетавших из подземелья в "Царстве ночи"...

    [Владимир Гайдаров, ученик Полтавской гимназии] Поначалу он исполнял одного из Шуйских в "Царе Фёдоре", Гостя в "Пире во время чумы", Городового в "На дне". В 1915-м начал репетировать Серёжу в "Селе Степанчикове", Аликсана в "Розе и кресте", Всеволода в "Младости" Л.Андреева во Второй студии и др. На репетициях "Горя от ума" наконец знакомится с Ольгой Гзовской, имя которой уже гремело по России. Всеобщая любимица, названная "феей сцены", казалась начинающему актёру недосягаемой, он и не предполагал, что пройдёт совсем немного времени - и их творческие и человеческие пути объединятся навсегда, они станут мужем и женой. Гзовская еще в 1905 году окончила театральную школу при Малом театре и уже в первые сезоны выступила в нескольких крупных ролях. А в сезоне 1910/11 она перешла в МХТ. С этого времени в ее репертуар вошли роли Катерины Ивановны в “Братьях Карамазовых”, Тины в “Мисерере” С.Юшкевича, Мирандолины в “Хозяйке гостиницы” К.Гольдони, Софьи в “Горе от ума”, главные роли в “Норе” Г.Ибсена и “Саломее” О.Уайльда...

    В 1915 году Гайдаров впервые сталкивается с кино и появляется на экране в эпизодической роли в цыганском хоре в фильме "Мара Крамская", поставленном по сценарию Ольги Гзовской. Потом у него был эпизод в "Урагане" (1916), роли в лентах “Аромат греха” (1916), “Когда умирает любовь” (1916), “Ее жертва” (1917).

    С 1916 года Гайдаров снимается уже в главных киноролях: пианист Стрижеекни ("Панна Мэри", 1916), князь Ипполит Златогорский ("На крыльях смерти", 1916), Владимир ("Шквал", 1916), миллиардер Старк и принц К. ("Ты ко мне не вернёшься", 1916), Михаил Арренстоун (“Когда его час настанет”, 1917). Он плодотворно и интересно работает с Яковом Протазановым, поставившим "Панну Мэри". Их сотрудничество продолжилось в короткометражной ленте “Ее влекло бушующее море” (1917), где Гайдаров сыграл роль рыбака, драме “Не надо крови”(1917), где Гайдарову досталась роль студента Сергея Глаголина, и, наконец, в знаменитом фильме “Отец Сергий” (“Князь Касатский”) (1917), ставшем классикой немого кино. В ленте по одноименной повести Л.Н. Толстого Владимир Гайдаров сыграл роль императора Николая I. Следующей совместной работой Протазанова и Гайдарова стала лента “Горничная Дженни” (1918). Главную роль сыграла Ольга Гзовская, а Гайдаров сыграл роль ее любимого человека – молодого авиатора Жоржа Анжера. После этого Гайдаров у Протазанова сыграл лишь в небольшой короткометражной ленте “Голгофа женщины” (1919).

    Гайдаров очень скоро постиг нехитрую тогда специфику кино, и его послужной список быстро рос. Его партнёршами были тогдашние звезды – Вера Орлова, Наталия Лисенко, балерина Мария Рейзен и, конечно же, Ольга Гзовская. Популярность Гайдарова была столь велика, что когда он ушёл от И.Ермольева, тот продолжал выпускать афиши с его именем, меняя, правда, инициалы. До сих пор это сбивает с толку исследователей кинематографа. В ряду его творческих успехов – роль певца Ларионова в ленте “Песнь свободы” (1917), роль Владимира в экранизации пушкинской “Метели” (1918) и роль художника Арно в кинофильме “Иола” по Жулавскому (1918). Эти две последние роли Гайдаров особенно любил и ценил – за насыщенность внутреннего действия. “За то, что мне не приходилось искать срочных оправданий тому или иному поступку моих героев. Все было правдой, настоящей жизнью. Не было схематизма в ролях. Меня всегда пугала схема: с самого начала герой или плохой или благородный. Что же тут играть?”

    1920 год стал для В.Г. Гайдарова поворотным – с опозданием на три года он окончил Московский университет и навсегда расстался с МХТ, где проработал 6 лет (1914-1920). Произошло это так: терзаемый сомнениями по поводу роли Глумова в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Владимир отправился за советом к Станиславскому. Попутно он был намерен определиться с поездкой в Эстонию, куда их с Гзовской пригласили на гастроли. Но разговор так и не состоялся. Случайно услышанный обрывок фразы, потрясение от осознания, что Станиславский готовит ему дублёра и – сгоряча принятое решение об уходе. "Я был ошеломлён... Если бы я мог трезво поразмыслить, то понял бы, что Константином Сергеевичем руководило вполне естественное стремление "застраховать" будущий спектакль. Но тогда я не мог хладнокровно размышлять!"

    Осенью 1920 года Гайдаров и Гзовская уезжают на гастроли в Прибалтику, которые растянутся на двенадцать лет. Европа встретит их повсеместным признанием и высочайшими гонорарами. "Единодушное мнение отметило глубокую проникновенность исполнения при предельном совершенстве формы", - написала в январе 1921 года эстонская газета "Сегодня". "Проникновенность исполнения" и "совершенство формы" в разных вариантах будут обыгрывать все европейские газеты. Кроме того, импозантная внешность "героя-любовника" привлекла к Гайдарову кинопродюсеров. Это произошло в конце 1920 года во время его гастролей в Риге. Там, во время выступлений Гайдарова и Гзовской в кинотеатрах прокатывали фильмы с их участием. Актерами заинтересовались немецкие киностудии, чьи представительства находились в Риге.

    Так начался “европейский период” в биографии Гайдарова. Часть труппы работала в берлинском кабаре «Голубая птица» (Blauer Vogel). Сам Гайдаров ставил спектакли с участием жены, а позднее начал сниматься во множестве картин, в том числе и у культовых немецких режиссёров Фридриха Мурнау (“Горящая пашня”, 1922), Карла Теодора Дрейера (“Заклейменные” (“Возлюби ближнего своего”), 1922), Джоэ Мая (“Трагедия любви”, 1924), Рихарда Освальда (“Женщина сорока лет”, 1925), Роберта Вине. В Германии Гайдаров снялся в 24 фильмах и имел потрясающий успех. Среди сыгранных им ролей – немало русских. Это Флягин (“Дама в маске”, 1928), студент Алексей Колосов (“Тернистый путь княгини”, 1928), Александр I (“Александр I и королева Марго”, 1931), Людовик XIX/Бертран (“Железная маска”, 1923). Огромной популярностью в 1920-е годы пользовались и другие фильмы с участием Гайдарова – “Любите жизнь” (1923), “Елена” (1924), “Манон Леско” (1926), “Белая рабыня” (1927), “Муки женщины” (1928), “Преступление Ван-Гельдена” (1929) и др.

    В 1930 году Гайдаров поставил в качестве режиссера германо-эстонский фильм «Курс на замужество» (Kire lained / Kurs auf Ehe), основав для этого в Берлине собственную производственную фирму «Владимир Гайдаров Фильм ГмбХ». Сам Гайдаров сыграл в этой киноленте главную роль.

    Казалось бы, чего ещё желать? Но их мучительно тянет в Россию. Гайдаров поддерживает связи с советским посольством в Берлине, а в 1932 году артисты отказываются от высочайших гонораров, новых контрактов и возвращаются в Москву. Вскоре, в 1933 году по приглашению Киевской киностудии, Гайдаров и Гзовская приняли участие в фильме “Степные пески”. Гайдаров в этом фильме сыграл солдата, крестьянина и бунтаря Данилу Рогозного. По словам актера, это была тяжелая страница в его жизни. “Несмотря на то, что я отпустил усы, “лишился” ноги – ходил на костыле, ничего из этого не вышло. И фильм был неинтересен, и роль не получилась, хотя с украинским языком я справился легко. В это же время были предложения и от “Ленфильма”, но роли в сценариях были настолько схематичны, что после “Песен” я уже боялся браться за них. Может быть, из-за этого я и испортил тогда отношения с кинематографом”.

    В 1934 году чета Гайдаровых переезжает в Ленинград. Выдающимся успехом пользуются их литературные композиции и иллюстрации лекций по классической литературе.

    [Владимир Георгиевич Гайдаров и его жена Ольга Владимировна Гзовская] Сложнее будут складываться отношения с театром. После возвращения в Россию востребованность Гайдарова уменьшилась. Долгое время, почти шесть лет, кроме чтецких концертов и лекторских выступлений в разных городах СССР, работы не было. О возвращении в 1920 году из-за границы Гайдаров и Гзовская пожалели не раз: "Часто мы с Гайдаровым корили себя за опрометчивый шаг. Но... он был сделан!.. За него, как показали дальнейшие годы, мы заплатили дорогой ценой", - вспоминала Ольга Владимировна Гзовская. Только 15 мая 1938 года Владимир Гайдаров был зачислен в труппу Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Его дебютом стала роль Великатова в "Талантах и поклонниках" А.Островского. Постановщик спектакля Владимир Кожич отличался особым взглядом на традиционные образы, и работа с ним принесла Гайдарову настоящую творческую радость. В том же году он встретился с Всеволодом Мейерхольдом и сыграл Казарина в новой редакции лермонтовского "Маскарада". К сожалению, подобных встреч за тридцать лет (1938-1968) работы в Театре им. Пушкина было немного, немного было и самих ролей. Впрочем, недостаток работы в театре восполнялся научной работой, концертами, лекциями в студенческой аудитории...

    В 1940 году В.Г. Гайдарову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. А еще через несколько лет он сыграл одну из самых главных ролей в своей жизни – роль командующего 6-ой немецкой армией фельдмаршала Паулюса в кинофильме “Сталинградская битва” (1948-1949). Чтобы получить эту роль Гайдарову пришлось “перепрыгнуть” на пробах нескольких конкурентов. Хотя Паулюс находился еще в плену, встретиться с ним актеру не довелось. Но по утверждению Гайдарова, он просмотрел тысячи три метров документальных материалов, в которых был снят Паулюс, и множество фотографий. Расспрашивал полковника Адама, личного адъютанта генерал-фельдмаршала, о его командире. Играть эту роль Гайдарову было чрезвычайно интересно потому, что здесь как раз и совершалось то движение характера, которое так любил актер. От успехов к трагедии, от самонадеянности к пониманию происходящих событий. Гайдаров вспоминал позднее: “Особенно я люблю один эпизод – прозрение. Армия окружена. Остался только узкий коридор, через который еще можно вывести и спасти ее. Он запрашивает разрешения у Гитлера и не получает ответа. И вот он сидит, без шинели, без фуражки, в очках, - сломленный человек. И когда кольцо замкнулось, и к нему приходят парламентеры с требованием сдачи оружия для прекращения бесполезного кровопролития с обеих сторон, он вынимает пистолет и кладет его на стол...”

    За роль Паулюса В.Г. Гайдаров, среди других создателей фильма, в 1950 году был удостоен Государственной Сталинской премии. Всего же в фильмографии В.Г. Гайдарова более 60 фильмов, снятых в России, Германии, Франции, Испании…

    После получения Сталинской премии предложения сниматься в кино, однако, Гайдарову не посыпались. В 1954 году он сыграл небольшую роль лорда Солсбери в фильме “Герои Шипки”, а потом вернулся в кино лишь в 1968 году, сыграв английского посла в советско-норвежском фильме “Фритьоф Нансен. Всего одна жизнь”, а также роль в фильме “Ошибка Оноре де Бальзака”. Правда, в 1960 году его приглашали на пробы на роль профессора Сальватора в “Человеке-амфибии”, но Гайдаров отказался, и роль эта досталась Николаю Симонову, с которым еще в 1935 году он пробовался на роль Петра I в одноименном фильме, а затем конкурировал и на пробах в “Оводе”...

    2 июля 1962 года умирает его жена Ольга Владимировна Гзовская. В 1950-е годы звезду немого кино стали забывать. И хоть она и числилась с 1943 года актрисой пушкинского театра драмы, но выступала лишь с концертными программами, руководила художественной самодеятельностью в ДК моряков. Ее похоронили в Москве, на Введенском кладбище.

    Владимир Георгиевич пережил свою супругу на четырнадцать лет. Он скончался в Ленинграде 17 декабря 1976 года. До самой своей смерти он был так же бодр, подтянут, красив, и слово “старик” даже не возникало при встречах с ним. Может быть, он жил бы еще долго, если бы их дом на Мойке не пошел на капитальный ремонт. В свое время, когда Пушкинский театр вернулся из эвакуации в Ленинград, власти предоставили артистам возможность самим выбрать любую бесхозную квартиру. А в 1970-е годы Владимир Георгиевич был лишь пенсионером без особых регалий. Ему необходимо было остаться в центре и сохранить метраж, потому что в меньшую квартиру он не влез бы со своим громадным архивом. Переговоры с начальством по жилью были мучительными и долгими. Наконец, нашлась приемлемая квартира на улице Жуковского, но актер был настолько измотан, что был уверен в том, что не переживет переезда. Так и случилось. Когда все эти долгие хлопоты завершились, спало нервное напряжение и можно было расслабиться, организм не выдержал. Владимира Георгиевича положили в Куйбышевскую больницу, и переезд совершался уже без него. Он прожил еще два месяца, но так не ступил в новое жилье... Артиста похоронили на кладбище в Комарово.

    В память о знаменитом актере и режиссере в 2003 году в Полтаве, на улице Гоголя на фасаде кинотеатра «Колос» была установлена мемориальная доска.

    Автор сайта, июнь 2012 г.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение