Бернхард Гёцке

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Бернхард Гёцке (Bernhard Goetzke) фотографии

Бернхард Гёцке

Bernhard Goetzke

05.06.1884 - 07.10.1964

Фильмография: 35 работ в 35 проектах

биография

Немецкий актёр эпохи немого и звукового кино.

Родился 5 июня 1884 года в Данциге, Германия.
Получил актёрское образование, работал в театрах в Хагене, Дюссельдорфе, Дрездене и Берлине.
Начал сниматься в кино в 1917 году, дебютировав в фильме Роберта Вине «Страх» (Furcht), однако всерьёз оказался востребован кинематографом начиная с 1919 года. Его мужественная внешность, сдержанная, но выразительная мимика и великолепная способность скупым жестом передать характер и чувства своего персонажа привлекли к нему внимание крупнейших немецких кинорежиссёров.
Первые значительные роли Гетцке — йог Рамигани в двухсерийном приключенческом эпике Джоэ Мая «Индийская гробница» (Das indische Grabmal, 1921) и титульная роль в философском фильме Фрица Ланга «Усталая Смерть» (Der Müde Tod, 1921). Этот фильм также начал плодотворное сотрудничество Гетцке с Лангом, который снял его в значительных ролях в своих следующих фильмах «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) в роли инспектора фон Венка и «Нибелунги» (Die Nibelungen, 1924) в роли рыцаря-барда Фолькера. Представляет интерес также исполнение им роли инженера Крамера в фильме Герхарда Лампрехта «Отверженные» (Die Verrufenen, 1925).
Актёр много снимался в зарубежных постановках, в том числе в итальянском эпике «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926), британском фильме Альфреда Хичкока «Горный орёл» (The Mountain Eagle, 1926), во французском фильме Анри Фескура «Монте-Кристо» (Monte Cristo, 1929) и других.
Отдельный интерес для российского зрителя представляет участие Гетцке в фильмах русских и советских постановщиков — в частности, он играл роль князя Меншикова в фильме Дмитрия Буховецкого «Пётр Великий» (Peter der Große, 1922) и роль немецкого полковника фон Шонау в фильме Евгения Червякова «Города и годы» (1930) по одноимённому роману Константина Федина. Последней его главной ролью стала роль профессора Цанге в советско-германской постановке Григория Рошаля «Саламандра» (1928).

С появлением звукового кино кинематографическая карьера Гетцке пошла на спад, хотя он продолжал регулярно сниматься в ролях второго плана вплоть до 1944 года, а после этого изредка появлялся на экране до начала 1960-х годов. В этот период основное внимание он уделяет работе в театре.

Бернхард Гетцке скончался в Западном Берлине 7 октября 1964 года.
В посвящённом ему некрологе из ежегодника «Deutsches Buhnenjahrbuch, 1964» было сказано: «Гетцке с его резкими чертами, высоким лбом и пронзительным взглядом, высокий и стройный, был одной из самых заметных фигур среди актёров немецкого немого кино».

источники информации

фотографии

публикации

  • Пасынок Рейнгардта
  • Когда мы смотрели немецкую картину «Пасынки Берлина» у многих из нас создалось впечатление, что Бернгард Гетцке, исполнитель одной из главных ролей, появился на нашем экране впервые. Казалось удивительным, что до сих пор до нас не шла реклама о «новом», прекрасном киноактере. (Ведь немцы так умеют рекламировать своих знаменитостей!) Но Гетцке давно и хорошо знаком не только нашим «кино-спецам», но и широкому кинозрителю по целому ряду картин. Он играл Ивана в «Братьях Карамазовых» (постановка К. Фрелиха), йога Ромигани в «Индийской Гробнице», прокурора «Мабуао», князя Меньшикова в «Петре Великом», певца в «Нибелунгах» и еще во многих картинах не демонстрировавшихся у нас. И все же имя его оставалось малоизвестным не только у нас, но и в Германии. Он был актером, чье лицо и манера игры были хорошо знакомы, но и только. У него не было имени. Объясняется это тем, что у себя на родине Гетцке долгое время был «пасынком» искусства и славы. Он пришел в кино, как большинство немецких актеров, из театра, нo путь от кино к театру был для нero исключительно тяжелым. В 1915 году Гетцке призвали на войну, но уже в 1917 году, заболев тяжелой желудочной болезнью, он был демобилизован. Больной, бедно одетый, изголодавшийся на фронте, Гетцке вернулся в театр Макса Рейнгардта. Знаменитый режиссер, известный у нас как «открыватель» чуть ли не вcex больших актеров, не учел нервного состояния Гетцке и после первой же роли сказал ему: «Я в вас тяжело разочарован»
    Эта фраза облетела все театры Германии, в течении нескольких лет она была для Гетцке проклятием, волчьим паспортом. Ни один режиссер не посмел ваять в свою труппу актера, в котором «разочаровался» Рейнгардт.

    Голод толкал Гетцке из одного кабинета кинодиректора в другой. И в каждом из этих шикарных кабинетов Гетцке слышал приблизительно одно и то же: «У вас недостаточно блестящая внешность для киноактера». Или: «Вы слишком типичный немец: голубые глава, светлые волосы — это не оригинально и не фотогенично».

    Так продолжалось много месяцев. И однажды, когда жена пошла продавать последнее свое платье, чтобы купить поесть, Гетцке встретил Конрада Фейдта, предложившего ему работу у Джоэ Май. Здесь, наконец, Гетцке получил небольшую роль индуса. Он сделал ее честно и талантливо, но его никто не заметил; боялись заметить, боялись похвалить того, кого не признал «сам Рейнгардт».
    Медленно делалась карьера Гетцке, роль за ролью растапливался лед, случайно образовавшийся вокруг его имени. Но Гетцке фанатично полюбил кино и не тосковал по славе, он не терял анергии и каждая его новая роль бывала сделана тщательней и глубже каждой предыдущей.

    А. Тат

    «Советский экран», 1927 год № 8

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости