Сэр Томас, или "лицедей и сумасброд"

Кино-Театр.РУ

Рина

Сэр Томас, или "лицедей и сумасброд"

Еще тридцать лет назад имя Томаса Стоппарда было известно лишь очень узкому кругу людей, занимавшихся современным английским театром. И казалось, что он так и останется в ряду "писателей для критиков", как принято называть подобных ему авторов. Сейчас имя сэра Тома неизвестно лишь человеку, живущему в глухой деревне, где нет электричества и газет. В связи с этим я нашла сценарий его самой первой пьесы: "Розенкранц и Гилденстерн мертвы" и решила полюбопытствовать, чем же она покорила критиков на Эдинбургском фестивале.

Честно говоря, финал я не поняла - то ли они погибли, то ли просто исчезли. Тем не менее, пьесу прочла на одном дыхании: потрясающие диалоги, хотя порой даже не понятно, о чем говорят герои, что они вообще делают. Однако это придает притче, а это, несомненно, своего рода притча, загадочность, хочется узнать, что же будет дальше. Некоторые диалоги вызывали улыбку, некоторые - своего рода смущение, удивление. В нашей стране первым эту работу Стоппарда перевел Иосиф Бродский, которого привлекла вызывающая нетрадиционность и отнюдь не почтительное отношение к традициям.
Пьесе не чужд и некоторый психологизм, ведь "Розенкранц и Гилденстерн мертвы", этот захватывающий и необычный перефраз шекспировского "Гамлета", не что иное, как история о "маленьком" человеке, с его собственной судьбой. Эта тема, некогда провозглашенная трагедией Достоевским и Гоголем, а затем продолженная Беккером, показала преемственность Стоппарда и позволила ему занять по праву пренадлежащее ему место в ряду великих классиков XIX и XX веков.
Стоппард - мастер парадоксов, интерпритатор классики, "лицедей и сумасброд", человек, виртуозно показывающий реальность, жестоко высмеивающий ее и доводящий до полнейшего абсурда. В общем, он делает все, кроме одного - сэр Томас никогда не призывает к стоицизму. Зачем?

фотографии

Обсуждение

анонс