Клеопатра-Клеопатра...

Кино-Театр.РУ

Рина Феликс

Клеопатра-Клеопатра...

«Я смотрел на правильные греческие черты лица, на круглый подбородок, полные страстные губы, на точёные ноздри правильного носа, на нежные уши, похожие на маленькие раковины; разглядывал её лоб, низкий, широкий красивый, вьющиеся чёрные волосы, падающие вниз роскошной волной, блестя в лучах солнца. Дугообразные, правильные брови и длинные загнутые ресницы; любовался царственной красотой её форм. Передо мной на дивном лице искрились её чудные глаза, похожие на кипрскую фиалку, глаза полузакрытые, скрывающие в себе какую-то тайну, тайну ночи в одинокой пустыне, и, как эта ночь, постоянно меняющиеся.

Порой они загорались ярким синим сиянием, сиянием звёздных глубин в тишине ночи. Я видел все эти чудеса, и хотя не обладаю искусством рассказывать о них, понял, что не эти чары составляют могущество дивной красоты Клеопатры. Её сила заключалась в славе и сиянии её гордой души, сквозивших сквозь телесную оболочку. Это было пламенное существо. Ни одна женщина не была подобна ей и никогда не будет...»

Так описывает женщину эту Генри Райдер Хаггард в своем романе...
Клеопатра...
Так описывает её мужчина... заочно сраженный ее очарованием. Лицом, соблазнившим двух Великих мужей...
Такой представляет её... такой и мы хотим её видеть...
Царственную женщину...
Хотим... но... не всегда наши желания совпадают с изысками ученых и их выводами...
А ученые предварили выставку, открывшуюся в Британском музее в Лондоне словами о Клеопатре... ммм... мягко говоря... весьма нелестными – «Клеопатра, царица Древнего Египта, известная своей КРАСОТОЙ, на самом деле была маленького роста, толстая и уродливая»...
И выставили на обозрение ОДИННАДЦАТЬ скульптурных изображений, ранее считавшихся изображениями других цариц, и просто знатных особ... а вот теперь... сейчас... РЕШИЛИ, что нет и нет... не другие, а сама Клеопатра...
Ну и, естественно, мысли уносятся к иной Клеопатре и словам, так похожим на слова изыскателей...
«Ты малость толстовата, но у тебя смазливая мордашка» - так выразился небезызвестный ловелас, англичанин Ричард Бартон, впервые лицезреющий на съемочной площадке Элизабет Тейлор, женщину, которая была не только царицей в фильме Клеопатра, но стала царицей, властительницей его дум и судьбы...
Легендарная женщина, образованная, умнейшая, единственная в своем роде, дочь Птолемея ХI Авлета ненавидимого народом, вступившая в законный брак в возрасте шестнадцати лет с родным братом своим... по закону предков... Клеопатра... о которой столько написано... столько сказано, что есть опасение, всё-таки, испортить... маслом... уж слишком хорошую кашу...
Но... без образа этого легендарного невозможно рассказать о другой женщине, неизъяснимая прелесть которой так созвучна с представлениями об этой дивной царице...
Элизабет Тейлор... так и вошедшая в сознание многих и многих, как сказочная Клеопатра...
А её Бартон... любовь ее на все времена... остался в нашей памяти Антонием...
Фильм ставился с размахом...
Размах не соответствовал успеху... но смотрится эта кинолента до сих пор с интересом. Мне кажется, именно из-за «слияния» экранных образов и судеб с судьбами историческими... судьбами героев, которые выведены в фильме...
Так... в исторических справках – «Жена Антония, оставшаяся в Риме, уже потеряла надежду вырвать мужа из рук Клеопатры».

В хронике наших дней отмечено, что Сибил (жена Бартона) вела себя по-спартански спокойно... но... так ли это?

И что могла она сделать, если её муж открыто заявил супругу Элизабет – «Я люблю твою жену».

А Элизабет в бурной ссоре с мужем прокричала – «Если я влюбляюсь, я влюбляюсь!»

И затем заявление Бартона журналистам – «Я хочу жениться на Элизабет Тейлор, и я на ней женюсь. Никаких ЕСЛИ, никаких НО».

У Тейлор было за плечами несколько браков. Дети.

Бартон прожил с Сибил долгих двенадцать лет. Жена прощала ему все выходки, все измены. Нянчилась, как мать с любимым ребенком...
Но всего этого - ласки, заботы не хватило, чтобы удер жать любимого мужчину.

Мужчину, который осыпал любовниц бриллиантами, а жене... жене он преподнес... шубку из серой норки, которая так шла к её рано поседевшим волосам...
Какая злая ирония...
Драгоценности...
И здесь масса аналогий...
«На голове Клеопатры было покрывало Изиды. Два золотых рога, между которыми находился круглый диск месяца, и эмблема Озириса, с уреусом, обвитым вокруг чела.

Из-под покрывала виднелась золотая шапочка с голубыми крыльями и голова коршуна с драгоценными камнями вместо глаз. Прекрасные чёрные волосы рассыпались до ног, вокруг прекрасной шеи блестело золотое ожерелье, усеянное изумрудами и кораллами, на руках были надеты золотые браслеты, в одной руке она держала крест жизни из чистого хрусталя, а в другой - царственный скипетр.

Её грудь была обнажена, и всё одеяние сверкало, как чешуя змеи, усеянная драгоценными камнями. Из-под этой одежды спускалась вниз золотая материя, полузакрытая шарфом, вышитым шелками и спускающимся вниз, до сандалий. Эти сандалии, одетые на её белые, маленькие ноги, были застёгнуты большими перлами».

Снова изумительный Хаггард рисует нам образ пленительный, а жизнь... что рисует она?

Однажды Элизабет решила сразить гостей своих наповал - выставив на... себе... ВСЮ изрядную коллекцию драгоценностей...
Кольца бесчисленные на всех пальцах, браслеты, бриллиантовый пояс, серьги, диадема, а восхительную грудь украсил бриллиант от Картье, с присвоенным ему именем Тейлор-Бартон, весом в 69, 42 карата.

Её «обозвали» вульгарной, на что актриса ответила – «Я знаю, что вульгарна, но неужели вы хотели бы, чтобы я была другой?»Удивительная... восхитительная чета Тейлор-Бартон... прекрасная, как тот самый бриллиант...
С юных лет знаменитая и богатая Лиз и знаменитый, но проведший детство в нищете Ричард...
Возможно, именно нищета эта заставила мужчину так задаривать любимых женщин...
Его обожаемая Лиз могла соперничать украшениями с английской королевой.

А уж Ричард... точно соперничал с Шахом Джаханом, преподнесшим своей жене огромный желтый алмаз в форме сердца...
«Крупп» Лиз не проигрывает этому желтому «сердечку»...
И вновь... вновь переплетения... аналогии и ассоциации...
Паломница... ЛА ПЕРЕГРИНА... жемчужина... подарок
Ричарда...
Украшение ювелирной коллекции Элизабет...
И...
Клеопатра бросает в бокал с... уксусом, извлеченную из ушка серьгу с огромной жемчужиной... прекрасной, равной которой не было в мире и... растворяя её, выпивает до дна невероятное зелье это...
Антоний немеет от восхищения...
Все дела забыты-заброшены... в прекрасной Александ рии непрекращающийся праздник, напоминающий оргию... безумство...
Атоний и Клеопатра - "НЕПОДРАЖАЕМЫЕ"... так прозвала себя эта сумасбродная пара...
Клеопатра, потворствующая всем... ВСЕМ... прихотям возлюбленного, становится похожей на куртизанку не из высокосортных...
Много пьет, неприлично бранится и... ссорится с Антонием, как прачка... сквернословя и осыпая мужчину ударами...
И именно это заставляет млеть от восторга грубого воина-римлянина.

Из интервью Ричарда Бартона – «Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»

А Лиз... Лиз в свою очередь – «Возможно, мы слишком сильно любили друг друга... Мы то и дело «залезали друг другу в карман», никогда не разлучаясь. Как мне кажется, это и стало причиной нашего непонимания».Обе пары напоминают чету из «Не боюсь Вирджинии Вульф» ...
«Неподражаемые» венценосцы, бегающие в одежде матросов по темным улицам Александрии, попадающие в «истории» с драками, в которых перепадало обоим - чем не ЛИЦЕДЕИ?

Лицедеи готовые на всё новые и новые «подвиги»...
В желтом, невероятно декольтированном платье из шифона тридцатидвухлетняя невеста выходит из лифта в отеле «Ритц-Карлтон». Её ждет жених, слегка покачивающийся и изрядно нервничающий.

Священнослужитель благосклонно «закрыл глаза» на предыдущие четыре развода красавицы-невесты.

После церемонии бракосочетания, Элизабет сказала журналистам со счастливой улыбкой – «Я на седьмом небе. Мы будем вместе с Бартоном до конца наших дней».

Дааа... человек предполагает...
Две женщины... две судьбы... царственные...
Самая легендарная женщина в истории человечества Клеопатра и Элизабет - Клеопатра нашего времени...
Обе они овладели искусством очаровывать людей... мужчин и женщин...
Но и нелестных слов в их адрес летело немало...
Вы знаете тех, в кого не летела хула, если они хоть на вершок поднялись над общей массой?

Я - нет.

Можно до бесконечности писать об этих двух парах... так соединившихся, что уж и не различишь - кто - где...
Судьба соединила их... царицу Египта Клеопатру с Антонием и царственную женщину наших дней с её Ричардом...
её... не её...
Я воспринимаю два их брака, как два союза Клеопатры...
А конец истории?

Клеопатра... царственная Клеопатра, не сумевшая договориться с победителем... впервые не сумевшая покорить сердце мужчины... Октавиана...
Гордая, она принимает яд... принимает смерть...
Присутствует нечто ядовитое и в судьбе Лиз – «Элизабет пыталась покончить с собой, выпив пузырек снотворного...»
Ричард... Ричард... что же ты медлишь...
Было... было... всё это было...
Сколько аналогий...
Смелая сильная женщина... смелые сильные женщины...
За роль Клеопатры Элизабет Тейлор предложили гонорар баснословный... более миллиона долларов...
Ричарду Бартону... лишь двести пятьдесят тысяч... но...
Царственная Лиз дарит своему герою подлинник Ван Гога...
Картина висит в его гостиничном номере и, полагаю, оценена по заслугам...
Клеопатра могла бы стать второй Семирамидой... не стала...
Элизабет могла бы стать единственной женщиной в жизни Ричарда, увы...
Но разве несколько пленительных лет рядом с обожаемыми героями не стоят свеч?

Для одной из героинь повествования плата за любовь равнялась смертному приговору...
Для второй... памятью и вечным сожалением...
И именно ей хочется адресовать слова Великого Данте Алигьери –
«Как башня стой, которая вовек

Не дрогнет, сколько ветры ни бушуют».

Клеопатра... Клеопатра... Клеопатра...


Рина Феликс
Ноябрь 2008 года

Обсуждение

анонс