Великий Зевс желая уравновесить добро и зло (видимо, похищенный Прометеем огонь покоя не давал) повелел Гефесту создать...Пандору...
Выдал ее за брата Прометея Эпиметея, который не уследил за красавицей женой, открывшей некий ящик...
В ящике этом хранились беды и бедствия всевозможные, которые и разлетелись по свету из-за чрезмерного любопытства женского...
Я же хочу поведать о двух Пандорах - Большой и Маленькой - паре модных кукол, которые вместо злосчастного ящика открыли сундуки с нарядами, превратив несчастья и беды в радующую глаз красоту и изящество.
Принято считать, что "модные куклы" (Fashion dolls) родом из Франции. Но упоминание о подобных куколках восходит к древнему Риму, где изготавливались небольшие глиняные фигурки, рассылавшиеся по провинции для...демонстрации модных портновских новинок...
Но...мы начнем с Парижа...
Желая поразить будущую жену король Франции Генрих IV отослал невесте своей Марии Медичи несколько изящных кукол, разубранных со свей возможной пышностью.
Это были одни из первых кукол, служивших забавой королевского двора.
А чуть позже появились куклы в домах не только великосветских, но и в иных, где дамы пристально следили за прихотями изменчивой моды.
Куклы эти, названные Пандорами - Большой и Маленькой, служили для демонстрации новейших направлений моды...
Пандора Большая демонстрировала одежду парадную, а Маленькая - уютные домашние туалеты...
В XVII веке то, что началось как забава, как прихоть великосветских салонов, стало важнейшей частью высокой моды и торговли.
Золотым веком Fashion dolls стал век восемнадцатый. Время, когда даже во время войны за Испанское наследство перемещение маленьких модниц по Европе не прекращалось.
В самый разгар войны, в 1704 году один из генералов писал о "легкомысленных обменах" этих следующее - "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".
Шли годы...
Революции сметали монархии, а время сметало и их - революции...
Но судьба французских кукол-манекенщиц не страдала от этих перемен.
Перемены затрагивали их хозяек. Великосветских дам, которые, как "унесенные ветром" перекочевали из прекрасного Парижа в туманный Лондон и стали мастерить изнеженными руками изумительные предметы одежды для кукол этих.
И это стало их ремеслом...их хлебом...
А позже куклы пересекли Атлантику о чём возвестили газеты Нью-Йорка и Бостона.
Визит модных кукол в Россию так же имел место быть. И подтверждением тому служит справка - "Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты".
"На покой" французские куклы-модницы отправились лишь в начале XX века, найдя свое законное место в коллекциях и музеях, а на смену им пришли манекенщицы из плоти и крови и...многочисленные глянцевые журнала - журналы мод, без которых женщины не смогут представить свою жизнь полноценной...
28 июля 2019
21 июля 2019
13 июня 2018