Дочь английского литературного критика, друга Оскара Уайльда, Ричарда Ле Галльена Эва в первой американской постановке пьесы венгерского драматурга Ференца Мольнара «Лилиом» - Жюли...
Пьеса... ну... что говорить о пьесе, если герой ее человек непочтенный, названный в одной из статей «уркой» из Парижа... ограбивший инкассатора и совершивший затем страшный грех наложения на себя рук...
Но... пьеса шла и молоденькая актриса Эва Ле Галльен в ней блистала...
Игрой своей восхитила она некую даму... драматурга и поэтессу, которая прислала ей записку - восторженный отзыв и приглашение отобедать в её обществе...
С дамой этой, Мерседес де Акостой Эва была мимолетно знакома, а вот теперь...
Дружба нежная вспыхнула и завихрила обеих... Женщин объединили надежды воссиять на театральном поприще...
Розовые... детские годы Эва провела в Париже... и именно там впервые увидела она чудо - Сару Бернар в роли принца в спектакле «Спящая красавица»...
Естественное желание - стать актрисой возникло у девочки... и сбылось...
Дебют в Лондоне, а затем... Нью-Йорк... спектакль «Лилиом», гастроли, любовь критиков и... жизнь затворницы вне сцены...
Мерседес была замужем и... встречи женщин были коротки и осложнены боязнью сплетен и пересудов...
Но... Эва была влюблена... влюблена отчаянно... и терзалась от невозможности управлять обстоятельствами...
Она писала письма Мерседес... отовсюду... страдала от разлуки и известий о... неверности подруги... Умудрялась ревновать к мужу...
Но... всего более был страх потерять возлюбленную... утратить обретенное волшебство...
Оправившаяся после тяжелой болезни Мерседес отбыла в Европу... следом за ней полетела и Эва...
Подруги сбежали в Париж и по мнению очевидцев выглядели настоящей влюбленной парочкой...
Де Акоста пишет пьесу... «Жанна Д'Арк» , которую Эва читает и перечитывает... мечтает играть...
Восточный экспресс увозит подруг в Геную... Венецию и дальше... Мюнхен и Вену...
Они едут в Будапешт к Мольнару, где Эву чествуют и задаривают цветами...
Но ничто не вечно...
Эва едет в Лондон... а Мерседес в Константинополь... с мужем...
Именно с Константинополем связывает де Акоста свои первые «воспоминания» о Грете Гарбо... ошибочные, но... стойкие...
Подруги разлучились надолго...
Дела... обязательства... и бесконечные слухи о новых победах неверной Мерседес...
Как мучило всё это нежную Эву... какие доставляло страдания...
Нельзя не согласиться с постулатом, что «любит лишь один, второй - позволяет любить себя»...
Так было в случае с Эвой и Мерседес... Но роман тянулся... затухал и вспыхивал с новой силой...
«Жанна Д'Арк» была отвергнута и Мерседес, дабы не разбивать бедное сердце Эвы написала нечто... «никакую» пьесу с незатейливым сюжетом.
«Сандро Боттичелли», где позирующая Симонетта Веспуччи (Эва) должна предстать перед художником и... зрителями... обнаженной...
Пьеса провалилась... лишь милый... милый фотограф Арнольд Гент сетовал на несправедливость критиков и храбро утверждал: «Лично мне образ Симонетты, созданный мисс Ле Галльен, показался весьма убедительным, поэтичным и поистине трогательным».
После неуспеха подруги укрылись в Бретани и провели на лоне природы незабываемые дни, а затем отправились в обожаемый Париж, где посчастливилось им лицезреть кумир свой - Элеонору Дузе...
Об этой личности следует сказать особо...
Впрочем, как и о многих иных, с кем соприкоснулась... Мерседес...
Вечно увлекающаяся... невероятная Мерседес...
Круг общения женщины этой столь широк, что не хватит пальцев пересчитывать входящих в него - от скульптора Родена до королевы Румынии...
Она считала ум свой «интернациональным», но числила себя, всё-таки «типичной испанкой»... Черноокая, черноволосая... ммм... типичная...
С элементами величия в облике, что позволяло ей говорить о своей принадлежности к древнему кастильскому роду...
Выйдя замуж за художника-портретиста Абрама Пуля, она не разрешала называть ее никак... кроме как Мерседес де Акоста... по-прежнему...
Замужество не мешало Мерседес увлекаться знаменитыми женщинами эпохи...
Влюблённости... романы... романы... влюблённости...
Многолетние дружбы... привязанности, где женщина показывала себя щедрой и великодушной...
Как любая влюбленная, готовая отдать предмету вожделения многое... очень многое...
Известно, что Мерседес много лет помогала Дункан, своей нежной подруге... выплачивала ее долги... редактировала написанную танцовщицей книгу «Моя жизнь»...
Она же похоронила боготворимую Дузе, скончавшуюся в Питтсбурге...
А Гарбо... потерявшая свои сбережения актриса... она жила у Мерседес и пользовалась ее помощью...
Невероятно... но факт...
Сейчас никто не читает её творений но... возможно следует почитать, чтобы понять и не судить строго... по незнанию...
Как поэтично пишет она о Грете - «Мы говорили о вещах... глубокомысленных и тривиальных. Затем, когда луна зашла за горизонт, а на востоке край неба озарился узкой полоской света, мы примолкли. Медленно разгоралась заря. И как только взошло солнце, мы отправились в горы, где собирали букеты диких роз».
Они собирали розы в горах и купались обнаженными в чистых водах озера...
Она не скупилась... ни на слова... ни на прочее...
Нельзя писать о Мерседес и Эве... только о них... Слишком всё запутано... и вины есть у обеих...
Мне кажется, только непробиваемый человек мог устоять, если не перед очарованием Мерседес, то перед возможностью приобщиться к кругу её почитателей, которых снискала она великое множество благодаря своему темпераменту и общительности: Пикассо и Стравинский, Павлова и Карсавина, Дузе и Дункан, Дитрих и Гарбо...
Так странно...
Затворница Дитрих... осыпающая Мерседес цветами...
Затворница Гарбо... первая написавшая ей записку...
Тамара Карсавина, соревнующаяся с Идой Рубинштейн за право возглавить список первых красавиц среди танцовщиц.
И вот это - «Обаяние Карсавиной было тем сильнее, что она слыла неприступной особой, не склонной к обычным пошлым амурам танцовщиц»... ммм... сказочно...
Романы и дружбы... долгие и короткие... как вспышки магния...
Но память Мерседес хранила обо всех...
Эва...
Долгий... болезненный временами роман...
С разлуками и обидами...
И Эва... Эва тоже не была идеальной... отнюдь...
И её поступки... измены... больно ранили...
Шесть долгих-коротких лет...
И в конце... в письмах Эвы к Мерседес отсутствуют даже приветствия...
Как грустно... как грустно...
Но... как у Ницше - «Надо научиться жить, совсем отчаявшись».
И... прощать...
Во всяком случае, отказываться от... жизни... любви... из боязни неизбежного КОНЦА... не стоит... как не стоит забывать о том, что ЖИЗНЬ - ИГРА... и существуют в ней ИГРОКИ... настоящие...
МЕРСЕДЕС - игрок азартный... и умелый...
«Медленно разгоралась заря. И как только взошло солнце, мы отправились в горы, где собирали букеты диких роз»...
28 июля 2019
21 июля 2019
13 июня 2018