На "pointe" - острие...

Кино-Театр.РУ

Рина Феликс

На "pointe" - острие...

Кажется совсем-совсем недавно посетила я Санкт-Петербург, в коем скончалась старая танцовщица...
Женщина, отдавшая сцене всю жизнь, но так и не ставшая знаменитой...
Не ставшая даже... известной...
Возможно, она выбрала не ту профессию, но...
Разве БАЛЕТ... профессия?

В моем понимании, как и в понимании старой танцовщицы - сама жизнь... воздух, который поглощают легкие, чтобы существовать на этом свете...
А поводом для оптимизма могло послужить что угодно...
Вот посмотрите - "Девочка действительно была плохо и непропорционально сложена, ее руки чрезмерно длинны, а ноги представляли собой анатомический курьез. Талия была короткой, а спина вдобавок ко всему - несколько сгорбленной"...
И тем не менее...
Девочка с такими... весьма "сомнительными" данными... переступает порог парижской балетной школы и попадает в жесткие и требовательные "объятья" мсье Кулона...
Случилось бы подобное, не будь мсье Кулон... учителем ее отца, а отец... прославленным премьером Королевского театра в Стокгольме?

Не знаю... но...
Моя балерина заслуживает почтения уже тем, что поверила в себя, в свое предназначение и... служила...
Да... просто служила... Верно служила Театру... Сцене...
Пуанты... стершиеся - зрелище не для слабонервных...
Мысль летит туда... к первым... первым...
На премьере балета "Сильфида" в 1832, девочка... с сомнительными данными... впервые... ВСТАЛА НА ПАЛЬЦЫ... и "добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей"...
Танцовщица вознеслась на... острие...
А как же иначе? Ведь пуанты по-французски - "pointe" - острие, кончик...
Интересный факт - балетные туфельки "нескладной" девочки были выкуплены за двести рублей и, разыгранные поклонниками... съедены... ими же... приправленные соусом...
Да... Пуанты и белоснежная пачка - символ романтического балета, "облако из газа", изобретенное художником и модельером Эженом Лами...
Мне, пишущей обо всем и не боящейся смотреть правде в глаза, приходило на ум - балет... искусство не столько... от искусства... сколько от невозможности ввести в форму благопристойную то, чего жаждет зритель...
Жаждал!

В те... далекие времена... как можно было узреть изящную женскую ножку, открытую до невозможности... Как и где?

Театр... многогранность его... умение удовлетворять не только внутренним потребностям и устремлениям людей отмеченных, но и предвидеть... предвосхищать желания... и, облекая в форму нужную, выставлять на обозрение требуемое так, что на поверхности остается лишь феерическое зрелище... лишь оно...
Возвращаясь к "нескладной" девочке, нахожу подтверждение своим мыслям...
"Девочка стала заниматься под насмешки хорошеньких, с фигурами юных нимф учениц. "Эта маленькая горбунья", - говорили они про нее и по-своему были правы, потому что знали: балет - это искусство красавиц.
Ведь на сцене собственно танца и не было: требовались изящные движения, обворожительные улыбки и позы, как отмечалось, "иногда даже лишенные скромности"...
И кто посмеет бросить в меня камень?
Для некрасивых и неправильно сложенных, но... с незатухающим огнем в груди... существовали вершины, покорив которые... можно было навсегда "спрятать" от глаз людских и некрасивость и... нескладность...
Ослепленные талантом подлинным... зрители и горба не заметят!

"Сопротивление вечному закону земного притяжения" - оно окупается...
Окупается... если - встаешь к станку невзирая на... ломоту в спине, кровавые мозоли на ногах... мгновения неверия... из-за усталости невероятной...
И успех не заставил себя ждать...
Было так много нового...
В движениях балерины... в ее костюме...
Во всем том, что перевернуло умы... заставило посмотреть на искусство танца по-иному...
Отныне - "Никаких тяжеловесных платьев из парчи и атласа, никаких громоздких париков, мушек, румян"... Лицо, чуть тронутое гримом и "удлиненная юбка из легкой материи, которая то поднималась вверх, как от порыва ветра, то мягко опускалась, подчеркивая воздушность танца"...
Никаких "украшений"... кроме ТАЛАНТА!

Кто-то из августейших особ... после премьеры обратился к танцовщице с вопросом: "Разве в короткой юбке не легче танцевать?" - "В короткой юбке? А разве вы бы позволили вашей супруге или дочери надеть короткое платье?" - отпарировала девушка...
Сие отношу к курьезам... и только...
Почему? Ну... о "пачке" забывать... нужно ли?

И тем не менее... "нескладная" девочка... сверхталантливая девочка... сделала главной особенностью своего сценического имиджа - целомудрие и чистоту... "такие непривычные в театре"...
Я рассматриваю старые фотографии в квартире ушедшей в мир иной балерины...
Что это?

Подражание? Желание оставить о себе ТАКИЕ воспоминания?

Или... дань эпохе...
Фотографий много... Портрет Заблудовского... Молодого...
И иных...
Я называю их "когортой"...
Фотографии Екатерины Васильевны Гельцер в кругу учениц...
И главная, та, что обратит внимание... любого - точная копия позы "нескладной" девочки - "верхняя половина корпуса с поднятыми к небу руками устремлена вперед, в то время как одна нога оставалась вытянутой назад. Точка замирания - на полупальцах. Все это вместе представляет загадку равновесия, которое, кажется, может быть нарушено одним лишь вздохом кого-нибудь в зале. И сегодня хореографы пишут об этом аттитюде как о самом изящном, но и самом трудном из всех балетных па"...
Застыть... изобразить "аттитюд" для фотографа, видимо возможно, но...
Ах... как грустно...
Но... мы о другом...
Читатель драгоценный уж давным-давно догадался, что рассказываю я о неподражаемой Марии Тальони...
Долгие четверть века не отпускающей восторженного внимания публики от своей персоны...
Заслуженно!

Покорение Европы...
В Лондоне... даже "чопорные денди рукоплескали "божественной Марии"...
Вдохновение, испытываемое танцовщицей на сцене совершенно преобразило ее...
И вот... вот... объективное мнение современников - "Лицо ее носило отпечаток совершенно особой прелести, какого-то мягкого и нежного обаяния". "Ее глаза, большие, печальные глаза, глубокие и немного таинственные"...
По мнению немцев - "фигура Тальони напоминала безупречную легкокрылую бабочку"...
В Париже произошло событие невероятное - архитектор Дюпоншель бросил к ногам балерины... букет живых цветов...
Такого еще не было!

Но...
Было иное описание "цветочной эпопеи" - "Когда она выступала в Париже в "Сильфиде", один из поклонников был до такой степени восхищен ее игрой, что сорвал со шляпки сидевшей рядом с ним дамы букетик цветов, бросил его к ногам артистки и от восторга заплакал"...
Выбирайте - какой из двух эпизодов более на сердце ляжет!

Европа, как видите, покорена...
А далее?

Необъятная Россия...
И такой же... запомнившийся... эпизод... или легенда...
Таможенник на русской границе - "Мадам, а где же ваши драгоценности?"...
Мария Тальони (приподнявшая юбки и показывающая на ноги) - "Вот они"...
Это так и ЭТО бесспорно...
И именно ЭТО позволило балерине стать весьма богатой женщиной, женщиной к которой уже могли свататься титулованные особы...
Мария Тальони не осталась бестрепетным и бестелесным образом, она не отвергла руки графа Жильбера де Вуазена...
Кто помнит графа?

Кто помнит жену графа? Жену - никто, а балерину - весь свет!

Брачный контракт...
Что вложил Жильбер? Титул... видимо...
А вот по сведениям исследователей... Тальони была невестой завидной...
И говорится не о простой "обеспеченности"... Речь идет о роскоши, в коей балерина "купалась" с огромным удовольствием...
Перечислять?

Стоит? Ну... это интересно - "столовое серебро, библиотека, фарфор, картины, мебель знаменитых мастеров, целая "бриллиантовая кладовая", палантин и боа из соболей, бронзовые канделябры и другие предметы составили огромную сумму - более ста тысяч франков"...
Ослепленный искусством... да...
Но и состоянием жены...
Мужчина... после свадьбы... "прозревший"... незамедливший обзавестись любовной связью "на стороне" и проиграться изрядно, внеся в семейный союз... уже упомянула... титул и...
Тальони прекрасная родила в браке двух детей...
И поставила на сем "мероприятии" жирную точку...
Мария была женщиной... Талантливой... гениальной... но... женщиной...
Со всеми присущими женской природе качествами...
Ну и... все-таки...
Некие моменты... черты характера... неискоренимы...
Именно по этой причине, с такой неохотой пишу я о... личной жизни звезд...
Так хочется СВЕТА и так трудно иногда... отделять цветы от плевел...
Есть некая грань, переступать которую не следует...
Успех в России снежной... Успех везде и всюду...
В квартире старой балерины, в Санкт-Петербурге старые записи... старые пластинки и коробочка с полустершейся поверхностью... карамель...
Конфет там, увы, нет, но...
Меня всю жизнь уверяли - на крышке была изображена Тальони... в честь которой и выпущена была карамель...
Забытые дневники... старые пластинки... истертые пуанты - вехи... вехи... вехи...
Или... тоненький мостик... от ушедших... к нам - ныне здравствующим...


Обсуждение

анонс