Красавица и... «добрый чёрт»...

Кино-Театр.РУ

Рина Феликс

Красавица и... «добрый чёрт»...

Кажется, на портрете запечатлена не женщина... не живая женщина, а статуэтка из тончайшего фарфора - так изумительно выписаны её черты... линии рук... изгиб шеи...
Изящная головка...
А платье...
Именно этот тон зеленого люблю я всего более... и это сочетание цветов...
Женщины на портрете хочется коснуться нежнейше - провести кончиком пальца по гладким волосам, тонкому плечику, краю платья, ощутив под рукой это обольстительное волшебство...
Если не знать, то в авторе портрета этого, так похожего на отточенные работы мастеров французского Ренессанса и не заподозришь бунтаря и новатора Пикассо...
А она говорила потерявшему от любви голову художнику – «Я хочу узнавать свое лицо»...

Так просто... так просто...
И был... был в творчестве великого мастера период, который назвали «энгровским», так как именно в манере этого корифея писал Пабло в то время, посвящая работу за работой любимой женщине...
Друзья «доброго чёрта» недоумевали - влюбиться в балерину... не звезду, а... просто... «старательную» танцовщицу, которая по их мнению не была личностью примечательной... ничем...
Или именно ЭТО счёл он своеобразной «экзотикой»?

Этот мистификатор и лицедей...
Пикассо - «странствующий рыцарь, занятый поиском абсолюта» со скандальной славой неразборчивого в любовных связях человека, увлекается Россией и всем русским, а дружа с Сержем Дягилевым, усваивает, что на русских девушках следует... жениться...
Увлечен... влюблен и... обвенчан в соборе Александра Невского... в Париже... на улице Дарю... с очаровательной русской... Ольгой Хохловой...
Ольге художник нравится... мне кажется... именно нравится, а любовь... или жажда обладания придет позже...
Девушка делает свой выбор...
Выбирает уже знаменитого живописца, предпочтя его многотрудной жизни рядовой балерины...
В центре Парижа, на улице Ля Бовси молодая жена занялась витьем уютного семейного гнездышка... но...
Нелегко ужиться вместе людям, которые расходятся даже в гастрономических пристрастиях - «Ольга любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью»...

Но... на какие жертвы не идут ради высокого чувства этого - любви...
Пабло утверждает, что «презирает всякую музыку, за исключением фламенко», но потрясается «Весной священной»...
Мало того... некоторое время «подражает» манере Стравинского одеваться...
Появляясь повсюду с молодой красавицей-женой, художник увлекается светской жизнью, так любимой ею...
Заказывает массу безупречных, модных туалетов в духе денди-Стравинского...
Но разве может ЭТО длиться долго?

Или вечно?

Всем... кроме жены ясно, что необычная... необузданная суть художника непременно вступит в противоречие с навязанной ему светской жизнью...
Несмотря на любовь к жене, он не свяжет себя никакими условностями, всем тем, что встанет между мастером и его творчеством...
Лишь на недолгий... краткий миг удалось Ольге увести художника от привычного и любимого... от богемы...
Стремясь владеть мужем, ревнуя, не имея на то никаких оснований, женщина начинает утомлять художника бессмысленностью создавшегося положения... заставляет замкнуться в себе и постепенно... воздвигнуть между ею и собой невидимую, но непробиваемую стену...
Нарушена гармония...
А что может быть страшнее для художника?

Художник, говоривший неоднократно - «... жизнь продлевают только работа и женщины», начинает вымещать возникшую ненависть к жене именно на своей работе, изображая прежде обожаемое существо то в образе лошади, то в виде старой мегеры...
Кажется, мастер мстит жене за «энгровский» период, сокрушая новой манерой писать представления о... красивом...
Рвет с эстетическими нормами академических художников и импрессионистов.

Пикассо считают волшебником, но, если вспомнить слова о чёрте?

Даже... ммм... «добром»?

Разве можно удержать ТАКОГО?

Скорее укротишь ветер...
И разве можно представить мужчину этого верным спутником...
на всю жизнь... лишь одной-единственной женщины?

Человека, который в искусстве увлекался многим, был живописцем и скульптором, декоратором и графиком, иллюстратором книг и керамистом...
Он и понятия, порой, не имел - в какой манере закончит начатую работу...
Желающая жить размеренной жизнью Ольга, видимо, не способна была понять, что поставила не на тот номер...
Мучается, страдает, пытается что-то предпринимать...
Как страшно читать о ее выходках в средиземноморском городке Гольф Жуане, где преследует она новую пассию мужа Франсуазу, нанося ей оскорбления и... побои... которые та сносит молчаливо... понимая страдания женщины... её отчаяние...
Как страшно...
Страшно, что... великий мужчина... равнодушно взирает на это...
Или... НЕ равнодушно?

Он... «сжигал» уже нелюбимую женщину... жену... на медленном огне...
Его слова - «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет»... разве не являются они, слова эти, ярчайшей иллюстрацией происходящего?
Супруги расстались, но с точки зрения юридической в разводе не состояли...
Не желала развода Ольга, а художник?

Возможно, ему не мешало данное обстоятельство... возможно...
А возможно, в обстоятельстве этом был особый смысл...
Для него...
Официально оставаясь женой Пикассо, Ольга скончалась в одиночестве... в Каннах...
Болезнь ее была страшной... смерть мучительной... похороны немноголюдными...
Пабло проститься с женой не приехал - заканчивал в Париже очередной шедевр... «Алжирские женщины»...
Не отозвался художник и на телеграмму врача, сообщавшему об отчаянном положении Поля... любимого прежде первенца... который находился между жизнью и смертью...
Женщины и Пикассо...
Теме этой посвящена масса работ...
Ольга...
Ольга была лишь... «энгровским» периодом в его жизни... не более...
Женщиной, которая, по словам художника... «... слишком многого от меня хотела»...

А он хотел быть свободным и искать... постоянно искать и показывать то, что нашел...
О, какие слова!

«Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь».

«Добрый чёрт»...
И... красавица в зеленом платье?

Бесценное полотно с обесцененной автором натуры...
«Добрый» по мнению Эренбурга, которое... лишь МНЕНИЕ... но не истина в последней инстанции...


Рина Феликс
Январь 2009 года

Обсуждение

анонс