Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой
1912
«Юбилейная историческая картина Отечественной войны в 4-х частях» — так гласит афиша. Марсельеза, «1812 год» Чайковского, военные марши — за экраном. На экране — длинный ряд картин с Наполеоном, Кутузовым, Ростопчиным и др. Режиссеры заметно тяготеют к известным картинам Верещагина из эпохи двенадцатого года, а «Военный совет в Филях» — точное воспроизведение картины Кившенко.
1912
Маша, дочь зажиточного крестьянина, любит молодого парня Петра. Уговорить родителей согласиться на свадьбу им помогает деревенский кутила. И вот к дому родителей Маши подъезжают сваты, и свадьба решена. Но на беду молодых в деревне разгорается пожар и приносит полное разорение в семью девушки. И теперь Петр, по настоянию отца, отказывается от женитьбы.
1613
1913
Юбилейная картина «Воцарение Дома Романовых» (включает значительную часть фильма «Жизнь за царя» 1912 года) — цельный и связный сюжет, изображающий народные переживания того времени. Ключевые сцены: занятие Москвы поляками, взятие Китай-города, подвиг Ивана Сусанина, торжественный въезд царя Михаила Федоровича в Москву.
1913
По одноименной поэме А.С. Пушкина.
Параша тайно от строгой матери знакомится с красивым гвардейским офицером. Когда же старушке понадобилась новая кухарка, офицер берется исполнять роль стряпухи. Одевшись простой бабой, герой приступает к исполнению своих обязанностей... Одна из лучших экранизаций Пушкина.
1913
Типичная комедия положений, фарс.
Легкомысленный юноша Коко получает письмо от заботливого дядюшки, который уезжает и просит приглядеть за своей роскошной квартирой. У Коко много увлечений и мало денег. Несмотря на внешнее отсутствие деловой сметки, молодой человек принимает прозорливое решение – сдать комнаты обширной дядюшкиной квартиры внаем.
1613-1913
1913
Документально-художественная эпопея в трех отделениях.
В фильме использованы документальные съемки 1896 года коронации Николая II (оператор фирмы братьев Люмьер Камиль де ла Серф).
1914
Трогательно невинная девочка Манька растет в атмосфере лжи и нездорового стремления к роскоши. Девочка вырастает и становится хорошенькой швейкой Манечкой, в которую безумно и страстно влюбляется Виктор Кравцов. Но девушке дороже мишура и блеск светских вечеринок, на которых она пользуется огромным успехом как куртизанка Мэри.
1914
Волей случая Настя, внучка швейцара Кострицыных, становится горничной. Она исправно и ловко выполняет любую работу по дому, заботливо ухаживает за молодым барином во время его болезни. Молодой Кострицын страстно влюблен в Эллен, на которой хочет жениться. Но та увлечена любовной интрижкой с бароном фон Ререном.
1914
Драма времен Первой Мировой войны. В центре сюжета — события в жизни сестры милосердия и ее жениха, призванного на фронт офицером. Фильм сохранился без надписей.
1915
Богатый банкир увлекается Марией Николаевной, хорошенькой женой одного из своих служащих. Мария не в силах устоять перед искушением богатства. Ее семейный очаг разбивается, а светское общество приобретает еще одну кокотку.
Фильм сохранился без надписей.
Трагедия красивой девушки
1915
По мотивам одноименного романа Л.Чарской.
Бедная девушка Марианна устраивается на работу к миллионеру Дымову. Сын хозяина прельщает Марианну богатством, и девушка влюбляется. Она порывает с семьей, отказывает своему жениху. Но со временем красавцу-соблазнителю надоедает его увлечение...
1915
Лили Плескова слепа с детства. Нежно и искренне влюбленный в нее Вадим надеется вернуть ей зрение. Он добивается того, чтобы Лили сделали операцию, и девушка снова начинает видеть. Однако, прозрев, она принимает за Вадима его брата Георгия. Опасаясь за психику девушки, никто и не пытается объяснить Лили ее ошибку.
Сестры-соперницы / За каждую слезу по капле крови
1916
По роману Жоржа Онэ "Серж Панин".
Фильм «Жизнь за жизнь» начинается картиной семейного покоя и уюта. Мы видим гостиную в доме миллионерши Хромовой, где величественная хозяйка с обликом преуспевающей и уверенной в себе деловой дамы отдыхает в обществе своих дочерей — Муси и Наты.В дом Хромовой вхож пожилой коммерсант.
1916
Сюжетом является воплощение бытового поверия о воздействии некоей злой силы на человека. Действие развивается в крестьянской среде.
1917
Один из первых фильмов на революционную тематику, выпущенных после Февральской революции 1917 г. Народоволец со стажем по прозвищу "дедушка" несколько лет проводит на каторге. Он — непримиримый борец не только с царским режимом, но и с большевиками, выступающими за прекращение войны. Освобожденный указом Керенского "дедушка" возвращается домой и убеждает своего сына, студента-большевика, в порочности большевизма.
1918
Экспериментальная киноработа. Авантюрная драма с драками, погонями на автомобиле и мотоцикле, авариями и множеством других трюковых эпизодов, а также с целым рядом условных допущений. Криминальный сюжет строится вокруг добычи торфа и борьбы двух конкурирующих электростанций.
Фильм сохранился не полностью и без интертитров.
Веселые улыбки Пролеткульты
1923
Кинофельетон для спектакля Первого Рабочего театра Пролеткульта "Мудрец" (по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты").
Первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна. Фильм вошел в киножурнал "Кино-Правда" № 16 ("Весенняя Кино-Правда"), премьера которого состоялась 21 мая 1923 года.
1924
Первый советский фильм из жанра научной фантастики.
В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого. Несколько расплывчатый идейно, роман строился на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища.
Чем это кончится? / Мистер Вест
1924
Американский сенатор Вест едет в командировку в Советский Союз. Начитавшись антисоветских журналов, он представляет себе страну населённой дикарями в звериных шкурах и с ножами в зубах. На вокзале в Москве Вест попадает в руки жуликов, которые, учитывая нелепость его представлений о Стране Советов, запугивают его «большевиками» и вымогают доллары.
1924
Лихой сюжет времен нэпа. Моссельпромовская лоточница Зинка (красавица Юлия Солнцева), благодаря влюбленному в нее оператору легко входит в салоны столичной кинобогемы и так же легко расстается с киношной жизнью, заимев нового любовника в лице американского бизнесмена. А между тем помощник бухгалтера Митюшин (блистательный Игорь Ильинский), давно страдающий от любви к Зинаиде, пишет для нее сценарий.
Кузнецы
1925
Из Москвы по заданию подпольного антисоветского центра на Балтийский судостроительный завод приезжает инженер Дукальский с целью завладеть чертежами мощного судового двигателя. Вредитель знакомится с автором проекта — молодым и неподкупным мастером-самоучкой Ивановым. После ряда неудачных попыток выкупить или выкрасть чертежи у автора Дукальский принимает решение увезти с собой Иванова.
1925
Эта картина, снятая по заказу Наркомфина была задумана как реклама государственного выигрышного займа. Незамысловатый сюжет о том, как к скромному закройщику Пете Петелькину (Игорь Ильинский), квартиранту вдовы Ширинкиной, попала выигрышная облигация, не претендовал на какой-то особенный результат. Тем более что для Якова Протазанова, мастера психологической драмы, это вообще была первая попытка работы в комедийном жанре.
1925
Действие фильма начинается в предоктябрьские годы. В монастырском приюте одного из западных городков России у сиротки Юльки рождается от пастыря Иеронима сын. Ребенка тайно от матери убивают, а его труп подкидывают в еврейский квартал. Черносотенцы распространяют слух о том, что убийство совершено евреями в ритуальных целях.
Последний Шемет
1925
Мистическая драма по пьесе А.Луначарского, созданной по мотивам новеллы П.Мериме "Локис".
Действие фильма происходит в Литве в начале XIX века. Во время охоты в предместьях замка графа Шемета на графиню нападает медведь. Она лишается рассудка, а рожденный ею сын Михаил приобретает черты вырождения рода.
Чертово гнездо / История стачки
1925
На одном из крупнейших заводов России организуется стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов. В фильме участвовали актеры Первого рабочего театра. Первая работа в кино Сергея Эйзенштейна и Максима Штрауха (полицейский шпик).