Что может быть прекрасней и удивительней великого творения природы — леса? Таинственный и могучий, манящий и пугающий, наполненный шелестом деревьев, шорохом листьев, веселым гомоном его обитателей, приоткрывая свои тайны, он приглашает Вас насладиться его величием и красотой.
последнее обновление информации: 12.03.24
«Спутник кинозрителя», январь 1968 года
Если говорить откровенно, то писать о «Лесной симфонии» Александра Згуриди должен не критик, а писатель пришвинского толка. Тот самый человек, который не только понимает и знает природу, но чувствует ее всей душой, как нечто живое, вечно меняющееся, прекрасное. Ведь именно так, с этихпозиций снят фильм, рассказывающий о жизни олененка, причем о жизни богатой самыми разными событиями. Мы не оговорились — именно о жизни, потому что режиссер представил на суд зрителей не видовые картинки и не забавные наблюдения над животными, но одушевленную повесть о лесе и его обитателях. Повесть, если хотите, философскую или, во всяком случае, представляющую богатую возможность для размышлений.
Згуриди нигде не говорит впрямую о любви к животным, о том, что чувство это обогащает человека, делает его добрее, отзывчивей. Однако он так, с такой чуткостью снимает всех этих зайцев, белок, птиц и, конечно, главных героев — оленей, что вы не можете не проникнуться авторским отношением к увиденному. Показывая животных, он, естественно, не говорит о тождестве двух миров, но видит кое в чем несомненное сходство. Прежде всего, сходство материнской любви. Отношения матери-оленихи и олененка полны не только прелести и очарования, но и глубокого смысла. Она и наставляет его, и оберегает, и волнуется за него. Незримые, но прочные связи существуют, по мнению авторов, и в оленьем стаде и в оленьем семействе.
Эти душевные связи есть и между животным и человеком. И убеждает нас в этом не столько новелла о спасении маленького олененка (охотник убил рысь, которая вот-вот могла его настигнуть), сколько сам Згуриди и весь творческий коллектив, который работал над этой картиной.
Что греха таить — даже встречаясь с природой, даже любуясь ею, мы многого не замечаем. Згуриди приобщил нас к таинственному очарованию сумрачных чащ и веселых лесных полян, молодой листвы, пронизанной солнцем, и медленно текущей воды. Он показал нам природу, как неотъемлемую часть человеческой жизни.
Искусствовед Нателла Лордкипанидзе