Такая светлая, ясная и такая таинственная, энергия солнца рождает жизнь на земле. Фильм посвящен этому главному таинству жизни. В нем рассказано, как свет, тепло, лучистая сила солнца преобразуют мертвое в живое, создают самые поразительные и причудливые существа, растения, формы — всю органическую природу в ее редкостном многообразии.
последнее обновление информации: 11.03.24
«Спутник кинозрителя», июнь 1972 года
Эта фраза мне запомнилась еще из школьного учебника: «Солнце — источник жизни на Земле». И хоть живительные лучи солнца согревают каждого, хоть тепло его каждому из нас доступная радость, — мы редко осознаем истинное могущество Солнца. В той на редкость увлекательной и очень содержательной беседе, которую ведут со зрителями создатели фильма «Истоки жизни» (авторы сценария А. Вольфсон и М. Каростин, режиссер М. Каростин), есть в самом начале одно поразительное сопоставление. Солнце одинаково освещает и Луну, и Землю. Но вот она, Луна, — мы видим мертвое, лишенное всяких признаков жизни светило. А вот буйная, ошеломляюще прекрасная земная растительность! Благодаря ей наша планета обитаема. И это потому, что между Солнцем и жизнью есть посредник — растения; они «улавливают лучистую энергию света и чудесным образом превращают ее в энергию химических соединений», таких, как зерно, злаки, овощи, фрукты, — а разве можно нам прожить без этих органических соединений?
И так, с убедительностью и удивительной наглядностью, до нашего ума воображения авторы фильма доносят истины, о которых мы нередко забываем. Все, чем жив человек, начиная с кислорода, дает растительность, снят большим мастерством и живописностью операторами Г. Чумаковым и Т. Алейниковым. В самые сокровенные тайны мироздания посвящают авторы фильма. Как во всякой живой беседе, вопросы чередуются с ответами.
Авторы обращаются то к живой растительности, то к истории науки, они наглядно представляют феномены природы и яростно защищают ее от всех и всего, что идет во вред растительному царству. Чтобы явственнее представить себе то путешествие в страну чудес, которое предстоит совершить, я расскажу только об одном фрагменте фильма. Более трехсот лет тому назад голландский ученый Ван Гельмонт сделал такой опыт: взял двести фунтов земли, высушил ее в печи, взвесил, затем посадил в эту землю росток. Он поливал его, и через пять лет дерево выросло и весило сто шестьдесят девять фунтов. А вес земли остался прежним. Выходит, водой, а не землей питалось дерево, — решил ученый. Но и это было заблуждением.
Оказывается, вода лишь частично участвует в образовании растений, их пища — воздух. Точнее, содержащийся в нем углекислый газ! Газ смерти, в котором живые существовать не могут.
И новый опыт: на этот раз англичанин Пристли посадил под стеклянный колпак мышь, и она, истратив весь кислород, задохнулась от углекислого газа, который сама выделяла. Но достаточно было положить под колпак зеленые ветки — и мышь чувствовала себя превосходно.
Так до нашего сознания донесена самая главная мысль фильма: истоки жизни — в зеленом царстве, в мире растений; беречь их — наш священный долг. Но этого мало. Фильм показывает тайны фотосинтеза: молекулы хлорофилла, фотоны в действии.
Взаимодействие их с водой и углекислым газом. И следует признание: «...главные компоненты (еще не совсем ясно — каким образом) становятся органическим веществом, из неживого рождается живое». Не только живое, но животворящее — почти все растения дают кислород. Можно ли после этого удивляться, что о поваленном дереве диктор рассказывает с болью: лес — фабрика чистого воздуха, но деревьев становится все меньше, и все больше заводских труб. Хоть кислорода в атмосфере нашей планеты девятьсот восемьдесят тысяч миллиардов тонн, — но один самолет за рейс из Чикаго в Париж сжигает тридцать пять тонн кислорода!
Так, без громких слов, вескими фактами, продуманными примерами, авторы не только рассказывают о тайнах природы, нас окружающих, но и дают рекомендации, как ее беречь, как бороться за ее сохранение и процветание.
Василий Сухаревич