Фильм о живописце Мартиросе Сарьяне.
последнее обновление информации: 13.03.24
Путь художника
Наверное, уже не осталось крупных живописцев, которым не посвящались бы так называемые научно-популярные ленты. Так называемые, потому что популярность их понималась в большинстве случаев как упрощение, а наука заменялась в них академическим бесстрастием. Такие картины приносили скорее вред. Люди, которые ограничивали свое знакомство с художником и, его работами таким фильмом, обедняли свое представление об искусстве. Искания, горечи, успехи, поражения и победы— все то, что составляет путь каждого истинного художника, оставалось за экраном, на экране же демонстрировались прекрасные полотна и звучал до зевоты скучный рассказ о них.{}
В конце концов, видя новую афишу о демонстрации «научно-популярного» фильма о живописце или скульпторе, становилось страшно: неужели и к нему прикоснулись холодные руки ремесленников! И совсем страшно стало, когда в объявлении о новинке «Арменфильма» я прочитал имя и фамилию одного из самых больших живописцев нашей страны да и нашей эпохи: «Мартирос Сарьян».
К счастью, боязнь оказалась напрасной: этот фильм вызовет много добрых слов—и у поклонников Сарьяна, и у тех, кто впервые познакомился с его искусством в кинозале, и у любителей живописи, и у любителей кино. Таких картин о художниках у нас еще не было. Слово «научно-популярная» прозвучало бы здесь странно. Да и не так легко определить жанр картины — очерк, репортаж, кинопортрет, киномонография? Вероятно, ни то и ни другое. Точнее, и то и другое. Главное же, что это рассказ людей, влюбленных в живопись и в Сарьяна. В картине нет ничего от шаблонного искусствоведения. Зато все в ней — от искусства.
«Мартирос Сарьян» от начала и до конца (а картина идет час) смотрится со все возрастающим интересом. Конечно, это интерес и к рисункам и полотнам Сарьяна, к дивному миру, созданному его рукой, и к его неистовой кисти (художник рисует на стекле, а мы с другой стороны стекла видим, как он, словно мечом, наносит удары кистью, и становимся свидетелями процесса творчества), и к дому, в котором он живет и творит, и к природе, которая его вдохновляет и от которой неотделимы ни Мартирос Сергеевич — человек, ни его живопись, и к его поразительному умению, и к его титаническому труду...
Но самое важное, что делает картину о Сарьяне непохожей на фильмы-близнецы о живописцах, в том, что ее авторы с помощью изображения и слова донесли до нас то неповторимое и своеобразное, что на протяжении жизни трех поколений продолжает ошеломлять людей,— особый мир, мир красок и линий {}
Авторы фильма не скрывают ни обид и радостей, ни находок, ни разуверений. На пути художника были непонимание, потери близких, исчезновение друзей. В 1937 году в картинной галерее Еревана сожгли восемь портретов кисти Сарьяна. И когда на экране появляется портрет поэта революции Егише Черенца, а мы узнаем, что этот портрет был спасен мужественными людьми и двадцать лет прятался в подвале Музея литературы и искусства, охватывает чувство горечи и гордости...
О том, как мучительно страдал Мартирос Сергеевич, говорит «Восточный натюрморт» 1915 года, на котором швы напоминают рубцы от ран. Это один из холстов, изрезанных художником: было время, когда он не мог видеть живопись…
Павел Корин, народный художник СССР
«Советский экран», 1966 год № 2 (стр.4-5)