История страны — от первой мировой войны до мирных дней, завоеванных в Великой Отечественной войне.
последнее обновление информации: 14.03.24
«Спутник кинозрителя», сентябрь 1970 года
Едва ли не с первых дней рождения кинематографа творческая мысль инженеров, техников, изобретателей стала искать пути усовершенствования. Пришло время, и кино обрело голос, стало звуковым, овладело способом передачи цвета, всего богатства красок окружающего нас мира. Появилось кино объемное, стереоскопическое. Увеличился, стал широкоэкранным, широкоформатным экран, а запись звука стала стереофонической, появилась круговая кинопанорама. И все же мастера кино мечтали о дальнейшем расширении выразительных средств кино, его языка.
Работая еще над своими немыми фильмами, выдающийся кинорежиссер С. Эйзенштейн высказал мечту о «вариоэкране» — о таком экране, который менял бы свои размеры и очертания, свою форму в зависимости от характера изображения, от желания автора показать широкую панораму жизни или какие-то детали событий, поведения героев. Мечтали мастера кино и о «полиэкране», т. е. об экране, позволяющем одновременно показывать несколько изображений. Эти мечты воплощены в действительность. И созданный на «Мосфильме» двухчастевый широкоформатный, вариоскопический, полиэкранный киноплакат «Наш марш» является блестящей демонстрацией богатства творческих возможностей, которые предоставляет подобного рода техника в распоряжение мастеров киноискусства.
Нет, фильм этот — отнюдь не прейскурант образцов, не сборник приемов, поступающих на вооружение режиссуры. Это — не парад аттракционов, а по-настоящему волнующее, интересное, глубокое по мысли и яркое по форме кинопроизведение, новыми средствами. рассказывающее о славном пути нашего народа, руководимого Ленинской партией, к торжеству пролетарской революции, к победам в вооруженных схватках с врагами, к величественным свершениям в строительстве коммунизма.
По ходу действия экран то и дело меняется: делится на три, пять, девять частей, принимающих прямоугольную, треугольную, многогранную или овальную форму, окрашенных, если это нужно авторам, в различные цвета. Вот, к примеру, на центральной части экрана движется парадная царская церемония — а на двух боковых экранах возникают картины боли и гнева, бедности и эксплуатации трудового народа. Или рвутся на центральной части снаряды, а в этот огонь и ад сверху и снизу движутся по диагонали, как в гигантскую мясорубку, полки, эскадроны, роты царской армии, втянутой в никому не нужную бессмысленную войну за чуждые народу интересы. С такой же экспрессией и динамизмом показаны штурм Зимнего, эпизоды гражданской и Великой Отечественной войн, успехи послевоенного мирного созидательного труда. Авторы фильма широко использовали эпизоды, кадры, фрагменты многих замечательных художественных и документальных произведений советского кино, отразивших события и время, о которых рассказывает экран. Звучат знакомые мелодии песен революции, гражданской войны, боевых лет борьбы против фашизма. И все это слагается в полный гражданского пафоса и большой эмоциональной силы рассказ о нашей Родине.
Кинокритик Андрей Эрштрем