О первом международном конкурсе молодых артистов балета.
последнее обновление информации: 14.10.21
«Спутник кинозрителя», август 1970 года
Это был первый конкурс такого рода — со всего мира собрались в Москву молодые балерины и танцовщики, чтобы продемонстрировать жюри и взыскательному зрителю свою приверженность классическому балету, свое мастерство и свою юношескую одержимость танцем. Киностудия «Центрнаучфильм» предоставила широкому зрителю возможность не только увидеть лауреатов конкурса, но и вместе с ними пережить те минуты волнения и вдохновения, которые сопутствовали их выступлениям. Уже первые кадры вводят нас в неповторимую атмосферу конкурса молодых артистов балета. И жеребьевка (в которой отсутствовал тринадцатый номер!), и звучащие за кадром мысли участников конкурса, и показ закулисных последних секунд перед выходом на сцену — все настраивает зрителя на необычность происходящего, подчеркивает соревновательный характер идущих на сцене танцев.
Интересный штрих: на столе председателя жюри, народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии Галины Улановой каждый день появлялись цветы — знак любви к ней широкого зрителя и доверия к приме-балерине мира,.. На экране показано много танцевальных фрагментов. Вот звучит несколько раз подряд волшебная музыка «Лебединого озера» Чайковского — а на сцене кубинская балерина, венгерская, французская... И каждая вкладывает в па знаменитого русского балета свое понимание, свою трактовку.
В некоторых эпизодах фильм выходит за рамки конкурса, расширяя наши знания о его участниках. Вот Малика Сабирова (мы увидим, как в итоге конкурса она получит из рук Галины Улановой золотую медаль) танцует вариацию из балета «Дон-Кихот». А экран показывает нам Малику еще девочкой, получающей за свое первое публичное выступление куклу от знаменитого танцовщика Константина Сергеева, как начинает она заниматься с Галиной Улановой — и творческая биография молодой балерины возникает перед нами... А вот драматический эпизод с французским танцовщиком Патрисом Бартом. Уже объявлено его выступление, но Патрис не может выйти на сцену — болит травмированная нога... Но потом Патрис все-таки появляется перед зрителем, блестяще выступает и завоевывает золотую медаль...
Таких эпизодов в фильме много, и вместе они создают у зрителя ощущение соприсутствия на конкурсе в Москве — балетной столице мира, где родилась новая хорошая традиция — проводить международные конкурсы молодых артистов балета.
Кинокритик Владимир Кагарлицкий