Фильм № 10 / Как снимали фильм «Сошедшие с небес»
Алексей Васильев: «…Такая райская безмятежная любовь - счастливая пара на берегу Черного моря… Для съемок этого кадра группа специально приехала в «Город русской морской славы Севастополь». Съемки этого эпизода проходили 29 апреля 1986 года, ровно через 3 дня после того, как в Чернобыле на атомной электростанции прогремел взрыв, о котором тогда еще никто ничего не знал. И в те памятные, драматичные дни, в Киеве готовились к первомайскому параду, по территории Украины проходила велогонка – «Велогонка Мира», а в Крыму снимали кино о войне. (Примечание: в те дни в Киеве проходил открытый Чемпионат СССР по велоспорту на шоссе, «Велогонка Мира» стартовала перед Днем Победы)
Это один из самых пронзительных, один из самых драматичных по идее, по замыслу, военных фильмов. И, к сожалению, он, практически, не известен. Это ленфильмовская работа называется «Сошедшие с небес» и о ней мы сегодня говорим в нашем проекте.
Этот фильм о войне снят режиссером-женщиной, Натальей Трощенко, наверное, поэтому он получился трогательным и лиричным. Главная интрига в неожиданном сценарном ходе: мы смотрим картину, и поначалу она воспринимается, как вполне такая стандартная мелодрама – история любви, зародившейся во время войны. Мы видим, как в подземелье, в катакомбах Аджимушкая начинаются отношения между мужчиной и женщиной. Потом, первые послевоенные годы: семья, ребенок, дом, работа. Жизнь налаживается… И, вдруг, в конце фильма, мы узнаем, что герои погибли на войне, и вся история, которую мы только что посмотрели – это всего лишь миф, размышления: как бы могла сложиться их жизнь, если бы тогда они остались жить. Сценарий написан по повести Алексея Каплера.
Вера Глаголева: Это повесть Алексея Каплера, которая называлась «Двое из двадцати миллионов», то, естественно, в самом названии понятно, что их уже нет. Что это люди, которые, конечно же, погибли во имя того, чтобы был мир. Да, и чтобы война закончилась, и все… Но, их нет – они из тех двадцати миллионов, которых не стало.
Алексей Васильев: режиссер фильма «Сошедшие с небес» Наталья Трощенко из знаменитой ленфильмовской семьи: ее муж – один из лучших в истории студии операторов, Дмитрий Месхиев (старший). Он снимал «Даму с собачкой», «Полосатый рейс», «Звезду пленительного счастья». На съемочной площадке вырос сын: Дмитрий Месхиев (младший) – один из ведущих режиссеров современного российского кино, сценарист, продюсер, клипмейкер. Наталья Трощенко за свою режиссерскую карьеру сняла 10 фильмов. При этом, не смотря на высокий статус мужа, все худсоветы проходила на общих основаниях – такое было время.
Наталья Трощенко относится к тем редким режиссерам, для которых очень важно находится в добрых, человеческих отношениях со всеми актерами. Она воспринимала их, как друзей, как партнеров, соавторов совместного творчества.
К сожалению, судьба не позволила до конца раскрыться таланту Натальи Трощенко. Вскоре после премьеры «Сошедших с небес» она ушла из жизни. Семейные традиции продолжил сын, Дмитрий Месхиев (младший). И вот, одно любопытное, на мой взгляд, наблюдение: в одной из первых картин Месхиева тоже фигурирует герой, как бы «сошедший с небес». Фильм называется «Американка» и там погибший в самом начале картины старший брат главного героя тоже, в какой-то момент, «сходит с небес» и оказывает большую помощь младшему брату, оказавшемуся перед очень сложным психологическим выбором.
Успех мелодрамы, истории о любви, во многом определяется выбором актеров на главные роли. Украшением фильма «Сошедшие с небес» стал прекрасный актерский дуэт: Вера Глаголева - Александр Абдулов. На фоне яркого дуэта Глаголевой и Абдулова не потерялись и другие актеры. Роли у них были не очень большие, но качественно сыгранные – вполне такие реальные типажи 40-х – 50-х годов.
Фильм «Сошедшие с небес» вышел на экраны в конце 86-го года. Он вышел вторым экраном, без шумного премьерного показа и по каким-то окраинным кинотеатрам. К сожалению, создатели фильма чуть «опоздали»: на заре перестройки традиционный взгляд на войну начал рушиться. Тема «войны, героизма, Родины» в период меняющейся идеологии была, увы, совсем непопулярна.»
последнее обновление информации: 11.03.24