Фильм № 27 / Как снимали фильм «Бродячий автобус»
Алексей Васильев: «Сегодня мы говорим о творчестве Режиссера с большой буквы. На нашей студии, на Ленфильме, он работал более чем 60 лет, и все это время продолжал активно снимать. Менялась страна, менялась жизнь, менялись вкусы зрителей и законы кино, но этот режиссер продолжал оставаться востребованным и очень современным. Его фильмы – это классика нашего кино: «Депутат Балтики», «Плохой хороший человек», «Дама с собачкой», «Единственная» и многие, многие другие работы. Свой последний фильм он закончил снимать, когда ему было уже 84 года. И получилось, своего рода, творческое завещание Большого Режиссера. Имя этого человека: Иосиф Ефимович Хейфиц. А картина, о которой мы сегодня говорим, называется «Бродячий автобус».
«Бродячий автобус» Хейфиц снимал в разгар перестройки. Это время, когда рушились десятилетиями сложившиеся стереотипы. И вечные житейские и культурные ценности, еще вчера незыблемые, в одно мгновение оставались в прошлом. Сюжет фильма, как все гениальное, прост: автобус с артистами провинциального театра колесит по забытым Богом райцентрам. Никому неизвестные актеры, преданные своему делу, несут в массы художественное слово, искренне надеясь, что великая сила искусства сделает людей лучше.
Снимали картину в Подмосковье: Серпухов, Поленово, Подольск. Понятно, что пятизвездочных гостиниц там не было, даже для Мэтра-Режиссера.
Актер и его предназначение – идея, которая легла в основу этого фильма, довольно часто встречается в классической русской литературе. На эту же тему знаменитый монолог Виссариона Белинского «Идите в театр и умрите в нем». На эту же тему диалог Счастливцева и Несчастливцева в «Лесе» у Островского. Об этом же «Чайка» Антона Павловича Чехова. И в этой же стилистике актерских рассуждений в России конца XIX-го века, в конце века XX-го снял свой фильм Иосиф Хейфиц.
Актеров в свой «Бродячий автобус» Иосиф Хейфиц подбирал сразу по нескольким признакам: во-первых, они должны стопроцентно соответствовать образу – искренне любить свою профессию, быть преданными делу своей жизни беззаветно; ну, а, во-вторых, и это очень важно, они должны быть, выражаясь современным языком, «не очень раскрученными» (понятно почему: речь идет о провинциальном театре). И вот в этом вопросе, «звездности», Хейфиц сознательно сделал одно исключение: для играющей не актрису, а администратора театра, несравненной Лии Ахеджаковой.
Большинство натурных сцен отсняли в окрестностях города Серпухов. Все, что происходит в сельском клубе – это павильон Ленфильма, декорация. А незабываемую столовую Светозаров нашел на выезде из Ленинграда, на Приморском шоссе. Это был, своего рода, «памятник социализма», увы, до наших дней не сохранившийся. И вот в этой столовой Хейфиц хотел, чтобы в кадр обязательно попали настоящие мухи. И вот с этими мухами было труднее всего. Их удалось заманить только на острый запах бытовых отходов, который актерам пришлось стойко терпеть и сидеть затаясь, чтобы раньше времени мух не вспугнуть. Ну, что не сделаешь ради большого искусства.
А вот еще один любопытнейший факт: утвержденный на роль водителя Валентин Букин, не сказал режиссеру, что у него нет водительских прав (понятно, вдруг роль не дадут). И пришлось ему с натуральным киношным шофером вечерами после съемок учиться водить этот автобус на проселочных дорогах вокруг санатория. И вот, наступил «день Х»: режиссер крикнул: «Мотор!»
Валентин Букин: ну поехали, я на скорости, ну, сколько там надо, пустая дорога. И вдруг вываливаются из-за поворота два или три грузовика местных, а меня не учили с грузовиками дорогу водить. Я, значит, на пустой дороге… и мне надо говорить… а эти навстречу… а какие сигналы надо давать… я немножко так, потом покрылся потом, но ничего… вывернулся… все… Иосиф Ефимович не заметил, что у Букина прав нету…
Алексей Васильев: а еще всем работавшим на этой картине запомнилось, что начинающийся развал в кинопроизводстве, неприятно удивлял привыкшего к абсолютному порядку Иосифа Хейфица. В одной из сцен ему нужно было снять дождь. Вроде бы банальная задача для большого кино.
Михаил Жигалов: мы приезжаем один раз: не приехала машина, которая делает «дождь», это пожарная. Приезжаем через несколько дней второй раз: машина приехала, но у нее нет шлангов. Третий раз приехали: машина есть, шланги есть, но нет воды. И Иосиф Ефимович… представьте себе этот песчаный карьер, ветер, метет песок так… он в этом брезентовом плаще… эти седые волосы… эти очки… и он… вот, когда ему сказали, что опять… он… вот, глаза полные какой-то боли… он говорит: «Миша, вот Вы снимаетесь и на других студиях, там что, тоже такой ужас?» Я говорю: «Ну, в общем, по-разному там». И он встал и пошел… и вот этот ветер, и развевающийся плащ, и эти волосы белые, как Король Лир, которого, вот, предали…
Алексей Васильев: премьерный показ фильма состоялся в конце 89-го года. Было отпечатано всего несколько сотен копий. «Капля» для Советского Союза. И фильм для широкого зрителя, к сожалению, прошел незамеченным. Но вот, профессионалы: актеры, режиссеры, оценили этот фильм очень высоко, потому что он, если хотите, о самой сути профессии, о том, что далеко не все в этой жизни можно купить за деньги.
Вот такой фильм. Последняя работа Мэтра отечественного кино Иосифа Ефимовича Хейфица: «Бродячий автобус», Ленфильм, 1989 год»
В передаче использована музыка композитора А.Петрова
последнее обновление информации: 11.03.24