"Остров мертвых" - фантазия по мотивам одноименного живописного произведения Арнольда Бёклина. Картина полностью смонтирована на основе немых фильмов российского кинематографа начала 20-го века, которые в те времена поэтично назывались "Жизни немые узоры". Основу видеоряда составили кинохроника и сокровища Госфильмофонда, игровые фильмы, комические ленты, уникальная объемная мультипликация Владислава Старевича. Объединяет весь этот коллаж, придавая ему полифоничность и многогранность, создавая "звучащий образ эпохи", музыка - произведения Моцарта, Бетховена, Скрябина, Дебюсси и других известных композиторов.
Фильм посвящен памяти знаменитой кинозвезды русского экрана Веры Холодной.
последнее обновление информации: 14.03.24
Обнаружив в дебютной картине "Сады скорпиона" талант синематечного экспериментатора, для которого давно позабытая лента 50-х годов стала стержнем многозначного зрелища о навсегда ушедшем времени наивных иллюзий, Олег Ковалов снова представил на зрительский суд монтажный фильм. На сей раз это "Остров мертвых" - причудливо ассоциативный коллаж на материале игровых и документальных фильмов 10-х-20-х годов. Великий Немой! Вера Холодная, песенка Вертинского, виртуозно "подложенная" под танец какой-то парочки из сентиментальной мелодрамы. Гневная Аэлита, устремляющая свою повелительную длань на ненавистные ей цивилизации...
Этот фильм можно долго анализировать, отгадывать цитаты, удивляться смелым монтажным переходам, "озвученным" эпизодам немых лент. Полтора часа без дикторского текста, без титровых подпорок. Отчаянный шаг недавнего киноведа и кинокритика не может не вызвать уважения. В отличие от "Садов скорпиона" "Остров мертвых" кажется несколько холодноватым, лишенным эмоциональной притягательности /вероятно, это объяснимо тем, что время "Садов..." для автора было не только ушедшим в историю, но и личным, пропущенным скозь собственный жизненный опыт/. Но в целом Олегу Ковалову удалось через синтез фрагментов немых лент создать впечатляющий образ эпохи, на которую пришелся трагический перелом мировой войны и октябрьского переворота в России, выявить в, казалось бы, давно знакомых кадрах скрытые смыслы, неожиданные символы, мрачные предсказания и предчувствия. А уже одно это дорогого стоит...