Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Двойной портрет Галины Евтушенко: от киноведения к кинематографу

5 февраля
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
5
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
22
23
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
30
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
 
1
3
4
6
8
11
12
14
15
18
19
20
22
24
25
27
29
31
 
1
3
4
5
8
9
11
12
14
15
16
17
18
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
9
10
11
12
14
17
19
20
21
23
24
25
26
30
Все рубрики

Мнение >>

Это на Западе кинокритики легко становятся кинорежиссерами. И примеров тому немало, особенно во Франции (Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер и многие другие). В России этот путь все еще не слишком типичен, хотя есть уже впечатляющие примеры (Олег Ковалов, Михаил Брашинский). Но… как правило, это мужчины. А Заслуженный деятель искусств России Галина Евтушенко, насколько мне известно, одна из немногих женщин в мире, которым удалось из кинопедагогики и киноведения плавно перейти в режиссуру.
Двойной портрет Галины Евтушенко: от киноведения к кинематографу
Так что ее кинематографическая карьера - поистине двойная. С одной стороны, еще во время учебы в Воронежском государственном университете она стала активисткой знаменитого киноклуба, организованного одним из родоначальников медиаобразования в нашей стране - С.Н. Пензиным (1932-2011). Потом вела киноклубные занятия сама. А отсюда был один шаг до киноведческой аспирантуры ВГИКа (научный руководитель – профессор И.В. Вайсфельд) и блестящей защиты кандидатской диссертации в 1991 году…
В начале 1990-х Г.М. Евтушенко стала преподавателем кафедры кинодраматургии, преподавателем и старшим научным сотрудником лаборатории ВГИКа «Экономические, социальные и эстетические проблемы современного кинопроцесса»… Казалось бы, что может быть лучше такого начала киноведческой карьеры?
Однако, неожиданно для всех Галина Михайловна решает из кинотеоретика переквалифицироваться в практика «десятой музы»: в 1995 году она успешно оканчивает Высшие режиссерские курсы (мастерская Л.Гуревича, С. Зеликина, 1995).
Ее кинематографическим дебютом стала шестиминутная короткометражка «Где-то я Вас видел» (1994). В этой незаурядной картине заслуженный артист России Геннадий Корольков (1941-2007) не побоялся сыграть самого себя – бывшую звезду советского кино (главные роли в «Трех днях Виктора Чернышова», «Человек в проходном дворе», «Трактир на Пятницкой» и др. известных фильмах), на склоне лет вынужденного подрабатывать гардеробщиком в Театре киноактера…
Дипломная работа Галины Евтушенко - документальный фильм «Вожди» - была в 1997 номинирована на «Нику», шла на экранах кинофестивалей России, Польши, Венгрии, Германии, Португалии, Швеции, Дании, США.
Двойной портрет Галины Евтушенко: от киноведения к кинематографу
Здесь режиссер не побоялась предложить знаменитым актерам - Кириллу Лаврову, Михаилу Ульянову и Юрию Каюрову – вспомнить свои работы над «образом В.И. Ленина» и выразить к нему свое нынешнее отношение. Причем всё это происходило не где-нибудь, а непосредственно в доме, где больной вождь провел свои последние годы…
Продолжение этого драматичного фильма – «Вожди, 10 лет спустя» (2008) вышло на экраны, когда К. Лаврова (1925-2007), и М. Ульянова (1927-2007) уже не было в живых. Так что на сей раз фильм Галины Евтушенко был построен в основном на визите в «Горки Ленинские» Народного артиста России Юрия Каюрова. Теперь Ю. Каюрова отделяла от сыгранных им «ленинских ролей» уже целая эпоха. И было чрезвычайно интересно узнать, как Юрий Каюров относится к главному персонажу своей актерской карьеры?
В какой-то степени к этому циклу примыкает и заслуженно награжденный «Золотым Орлом» фильм Г. Евтушенко «Михаил Ульянов. О времени и о себе» (2011), где, в частности, снова возникает тема «Вождей», своего рода оруэлловская тема очарования Зла, когда многим, даже выдающимся людям, казалось (а может быть, кажется и сейчас?), что «война – это мир», а «незнание – сила»…
Собственно, уже в этих незаурядных произведениях стало ясно, что центральная тема творчества Галины Евтушенко – портреты выдающихся деятелей культуры. Героями ее сценарных, режиссерских и продюсерских работ стали Александр Калягин, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Николай Эрдман, Александр Журбин, Александр Галин, Михаил Зощенко, Юрий Олеша и Лев Толстой.
Новый фильм Галины Евтушенко и ее дочери Анны Евтушенко (номинированный на «Золотого орла») называется несколько неожиданно для зрителей: «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» (2015).
Двойной портрет Галины Евтушенко: от киноведения к кинематографу
Казалось бы, какая связь? Великий классик мировой литературы скончался, как хорошо известно, в 1910 году. Будущему знаменитому кинодокументалисту Дзиге Вертову («Человек с киноаппаратом», «Киноглаз») в ту пору было всего 14 лет…
Они никогда не встречались.
Но… фильм шаг за шагом выстраивает убедительную версию сходства творческих стремлений двух выдающихся мастеров. С неспешной последовательностью Евтушенко доказывает зрителям, что с детства зачитывавшийся произведениями Л.Н. Толстого Вертов в лучших своих работах стремился воплотить толстовские взгляды на мироздание…
Как всегда, у Галины Евтушенко множество новых кинематографических планов. Кто станет ее новым героем? Какие кинопортреты в интерьере ожидают зрителей?

обсуждение >>

№ 1
Лариса Ильинична Вайсфельд (Москва)   7.02.2016 - 12:22
Совершенно героический творческий путь! Смотрела все фильмы. Это классика! Спасибо! читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен