Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Кино-Театр.РУ

Мнение

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Выбор редакции Кино-Театр.ру

Последний день уходящего года - лучшее время для взгляда назад, а чем же он запомнился, а чем же он был хорош. Вот и редакция Кино-Театр.ру собрала два десятка фильмов, которые определили для нас его сложное, не поддающееся физиогномике лицо. Несмотря на пессимизм, принесённый Годом российского кино, в списке четыре отечественные ленты (в прошлом было пять, в позапрошлом - тоже четыре). Есть и фестивальные хиты, и анимация, и документальное кино, и большие проекты. Хотя бы по одной картине из списка выходило каждый месяц 2016-го, несколько доберутся до проката только в следующем году, а некоторые киноманам придётся отлавливать вне регулярных показов. Пути кино неисповедимы. Итак, 20 фильмов, которые будут нам напоминать про этот год.


20. ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ, реж. Михаил Местецкий

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Режиссерский дебют Михаила Местецкого (сценарист «Легенды №17», лидер группы «Шкловский») тоже эклектичен, как взгляды его героев: под аккомпанемент Булановой, Вагнера, «Шкловского» и «Ляписа Трубецкого» герои толкают многоэтажку, видят страшные сны про ужасную голову церетелиевского Петра, ловят приход и переживают флэшбеки, встроенные в ткань происходящего здесь и сейчас. С одного полюса это напоминает чуть менее уловимое ретро в духе «Шапито-шоу» (Сергей Лобан помогал Местецкому с монтажом, когда проект-долгострой застопорился), с другого - находчивые фильмы Эдгара Райта, который в ленте «Армагеддец» рассказывает примерно о том же, только без привязки ко времени (постсоветскую идейную растерянность, до сих пор мало осмысленную, у Местецкого олицетворяют ненавистный Петр-Колумб и бабушкина дача-передача). Параллель между задорными молодцами и героями рыцарских приключений у Райта на русской почве ожидаемо мимикрирует в богатырскую степь, впрочем, если «Армагеддец» был про закрытие гештальта и попытку взросления, то «Тряпичный союз» - про смелый эксперимент, который никто не заметил - и тот сошел на нет, а революционеры то ли выросли, то ли утратили запал.

Читать рецензию


19. НЕОНОВЫЙ ДЕМОН, реж. Николас Виндинг Рефн

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Датчанин Рефн, ранее прославившийся как певец маскулинности в ее многочисленных кинематографических аватарах (например, «Драйв»), в новой ленте обращается к завораживающей и фатальной феминности. Отправной точкой стал сон режиссера про мир во власти женщин, и «Неоновый демон» как раз кинематографический сон и есть: плавный, с длинными паузами в разговорах и какой-то затягивающей, пугающей красотой. Здесь все немного тормозят и ходят исключительно походками моделей (кроме мужчин из «внешнего мира»). В свете неона и череде вспышек то зияющей тьмы, то выжигающей все и вся белизны Рефн начинает рассказывать страшную сказку про красоту - суть, про темноту: Золушка встречает фею, мачеху, принца и неродных сестер, но одних она надменно предаст, другие - не будут резать себе пятки, завидуя ее красоте, у них есть методы посовременнее.

Читать рецензию


18. ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ, реж. Том Форд

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Второй полнометражный фильм дизайнера-модельера Форда, десять лет возглавлявшего дом Gucci и создавшего затем собственный бренд Tom Ford, - экранизация книги Остина Райта «Тони и Сьюзан». Взявшись за непростой сюжет, содержащий роман в романе, дизайнер-режиссер не пытается играть на чужом минном поле, он вполне честен с выбираемым материалом, поэтому из мидл-класса героев (в частности, Эми Адамс) переводят в знакомый Форду мир business class, где его интересует не слабость цивилизации (как Райта), а оторванность от настоящего (и не только).

Читать рецензию


17. СТРОГО НА ЗАПАД, реж. Джон Маклин

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

На Дикий Запад дебютант Маклин пришел не с очередной попыткой аутентичности и гиперреализма, или ироничным рассказом про столкновение закона юридического и правила «быстрый или мертвый», или развенчанием героических мифов, которые уже четверть века как похоронены (начиная с «Непрощенного»). В «Строго на Запад» они уживаются практически через запятую, уступая место консенсусу: в столкновении сурового мира и наивного романтика рождается гармония на костях, уют над пропастью во ржи, которому прожжёного бродягу высокогорных равнин научил нелепый юноша-шотландец.

Читать рецензию


16. БРУКЛИН, реж. Ник Хорнби

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Основанная на романе Колма Тойбина и адаптированная Ником Хорнби, чувственная и немного старомодная мелодрама о молодой ирландке, иммигрировавшей в 50-е в Америку, подкупает своей простотой, искренностью и красотой исполнения. На борту корабля девушка пересекает океан, чтобы начать новую жизнь в Соединенных Штатах, работает продавщицей в универмаге, тоскует по дому, страдает от одиночества, а затем находит любовь, после чего душа её наполняется теплом. Когда источающая достоинство героиня Сирши Ронан оказывается перед выбором, разрываясь между любовью к родной Ирландии и новым домом, она поступает по зову сердца. «Бруклин», номинировавшийся в этом году на премию Оскар в трех категориях (лучший фильм, лучший сценарий и лучшая женская роль), говорит о главном - о смысле жизни, стремлении человека к счастью - возвышенно, но тихо, без пафоса, успешно балансируя между внешним спокойствием повествования и внутренней драмой, и потому он один из самых приятных фильмов года, способных воодушевить и осчастливить практически любого.


15. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕЗАРЬ!, реж. братья Коэны

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Уже семнадцатый, как принято отмечать, фильм братьев Коэнов - натуральный кирпич вымышленных мемуаров, основанных на реальных событиях: в меру анекдотичный, в меру пугающий и откровенный - но сардонический все-таки больше. На 33-летие режиссерской карьеры они сочинили праздничный коллаж из прошлых работ с неизменным бестиарием идиотов, которых с удовольствием и оттяжечкой играет первый голливудский эшелон - от Джорджа Клуни и Тильды Суинтон до Татума, Хилла и МакДорманд. Под крышей Capitol pictures, где ровно десять лет назад сходил с ума молодой драматург Бартон Финк (Джон Туртурро), беснуются все жанры и идеи, к каким братья когда-либо обращались.

Читать рецензию


14. В ТИХОМ ОМУТЕ, реж. Брюно Дюмон

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Слэпстик в лучших традициях немого кино (падают тут каждые пятнадцать минут) смешивается с комедией положений, неочевидное травести-шоу в исполнении Билли - с импотентным детективом, театральная костюмированная драма - с ехидной притчей про дураков на карнавале смерти. Обращение Дюмона к комедии можно объяснить через формулу «трагедия повторяется фарсом», но это смена не вектора, а оптики. Смерть глядит на мир глазами ребенка - малыша Кенкена или смурного подростка Малюта (оригинальное название «Омута» на самом деле его имя - Ma Loute). Люди проживают жизнь какими-то однотипными фигурами карикатурной комедийной роли: падениями или брожением по кругу, походкой оловянного солдатика или не слишком грациозными прыжками.

Читать рецензию


13. ВЫСОТКА, реж. Бен Уитли

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

«Высотка» - это стилизация внутри стилизации: Бен Уитли экранизирует прозу Балларда в ретро-интерьерах и костюмах 70-х, когда книга и была написана, рифмуя с событиями уже почти полувековой давности разврат, травмы и нравы викторианской Англии. XXI век сюда легко можно дорисовать в голове - просто продолжить заданный вектор, впрочем, получается прямолинейно и старомодно, чего режиссер и добивается: Люк Эванс ревет зверем в помятой рубашке и с неряшливыми баками, Пьюрфой очень по-фрейдистски без перерыва сосет трубку, Элизабет Мосс, будучи беременной, не расстается с сигаретой. В иных сценах кажется, что на экране возрождается молодость Кроненберга (двадцать лет спустя, в 1996-м, канадец экранизировал лопающуюся от патологий «Автокатастрофу» Балларда) или зрелость Кубрика (в 1971-м режиссер выпустил «Заводной апельсин», явно повлиявший на дизайн интерьеров ленты Уитли и который в Великобритании на два десятилетия запретили из-за якобы пропаганды насилия).

Читать рецензию.


12. ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА, реж. Квентин Тарантино

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

После кассового успеха «Джанго Освобожденного», когда Тарантино обратился к осмыслению столь любимого вестерна напрямую, с коммерческой точки зрения «Омерзительная восьмерка» выглядит шагом абсолютно закономерным, в плане развития авторской позиции - тем более. «Восьмерка» - это «Джанго» наоборот: не южное роад-муви по рабовладельческим «местам славы» с вывернутым наизнанку блэксплуатейшеном, а камерный детектив в духе Агаты Кристи, запертый в забегаловке посреди самого сердца американского Севера. Тот, против ожиданий, география от расизма тоже на самом деле не спасла.

Читать рецензию.


11. В ЛУЧАХ СОЛНЦА, реж. Виталий Манский

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Зажатый тисками невероятных физических и психологических ограничений, документалист Виталий Манский не стал делать в Северной Корее фильм, задуманный товарищами, верными заветам чучхе. По их планам должна была получиться картина, прославляющая самую счастливую страну в мире, а вместо этого, использовав камеры с двумя картами памяти, скрытую съемку и, разумеется, собственные убеждения в том, что документальное кино должно показывать правду, Манский снял один из самых подавляющих фильмов этого года. Каждую зарисовку из райской жизни корейского общества, снятую при пристальном наблюдении людей в штатском, он деконструирует, обнажая подлог и сдирая маски с выученных статистов. Во многом «В лучах солнца» выглядит как фильм-предостережение, в котором узнаются некоторые черты советского прошлого, звучащие особенно актуально на волне ностальгии самого разного толка (и новой волны слепой ненависти ко всему иностранному).

Читать рецензию


10. ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА, реж Уит Стиллман

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Стиллмановский стиль легко узнать по балансирующей деликатности: он не проваливается в вымученную комедию, но и не пытается вытащить из сундука со старинными платьями нафталин, так отягощающий многие экранизации классики. Он не делает, «как положено по жанру», а проходит между комедией и костюмированной драмой с легкой усмешкой, которая максимально точно описывает его лишенный откровенной злобы юмор. «Любовь и дружба» - легкая и ироничная, демонстративно классическая в приемах, но очень современная по интонации.

Читать рецензию


9. ЗВЕРОПОЛИС, реж. Рич Мур, Байрон Ховард, Джаред Буш

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

У режиссерского трио Ховард-Мур-Буш получился плюшевый нео-нуар, где сходство с мягкой игрушкой оказывается не минусом, а плюсом: под маской диснеевской «радости для всех» засела не только разбавленная стилистика образцовых фильмов 70-х (по одной из версий - лучшего десятилетия в истории кинематографа), но и актуальная история про вред стереотипов - в отношении ли женщин, или «другого вида», за который отдуваются хищники, традиционно демонизируемые травоядными. Помимо дуэта наива и матерости от нео-нуара «Зверополису» досталась ненавязчивая критика власть предержащих и социальная - в довесок. Когда испуганные горожане в первобытном страхе начинают отодвигаться в метро от тигра с планшетом, это выглядит очень по-людски. Хотя все равно - через розовое стекло забавного.

Читать рецензию.


8. ВЫПУСКНОЙ, реж. Кристиан Мунджиу

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Накануне экзамена в британский университет на девушку совершается нападение с попыткой изнасилования, выбивающее её из психологического равновесия. Отец девушки подключает все имеющиеся у него связи, чтобы дочь не лишилась шанса на счастливую жизнь, включается круговая порука, подхалимаж, малые коррупционные схемы. Виртуозная психологическая драма Кристиана Мунджиу, который трижды привозил картины в конкурс Каннского кинофестиваля и ни разу не уезжал без наград. Поразивший жюри в 2007 году фильмом про подпольные аборты в советской Румынии («4 месяца, 3 недели, 2 дня» - золотая пальмовая ветвь) и пятью годами позже лентой о любви, ревности и истовости веры в Бога («За холмами» - лучший сценарий и лучшая женская роль), в «Выпускном» он продолжил технично фиксировать социальные проблемы, особенности национального менталитета, а главное - состояние отчаяния общества, каждый в котором пытается выкарабкаться из кризисной ямы правдами и неправдами. За такой честный портрет страны Мунджиу снова получил пальмовую ветвь - на этот раз за лучшую режиссуру.


7. ДУЭЛЯНТ, реж. Алексей Мизгирев

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Смертельный номер «Дуэлянта» в том, что это такой же фильм Мизгирева, как и все предыдущие, только дорогой, нарядный, как балаган, и большой, как строительные леса. С масштабом лучше бросаются в глаза разросшиеся авторские знаки: литературный, хлесткий текст, некоторая театральность, неуместные и упрощенные героини, которые, впрочем, закономерно выпадают из патриархально-маскулинной матрицы, изучаемой режиссёром из фильма в фильм.

Читать рецензию.


6. ОНА, реж. Пол Верховен

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Экранизируя роман Филиппа Джиана «О…» (Oh…), саркастичный голландец Пол Верховен будто иронизирует над современной кино-психологией: за изнасилованием не следует расследование, одиссея в детство главной героини, чей отец отбывает пожизненное за массовое убийство, не ведет к мысли о наследственности или успешной борьбе с ней (во всяком случае, акцент не на этом). Мишель выпадает из всех этих жанровых формул и стереотипных построений, начиная уже с того, что немолодая женщина оказывается во главе такого источника по производству радостей мачизма и эйджизма, как разработка видеоигр. Её конфликт с талантливым гейм-дизайнером, который лучше понимает про геймплей, - в иных акцентах: она лучше понимает сексуальность и её роль в торговле даже в стерильном XXI веке. С этим поколением невозможен повтор сценария «Пианистки» («Снимай штаны. Нет, я ищу обрезанный»).

Читать рецензию


5. ТОНИ ЭРДМАНН, реж. Марен Аде

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Насыщенная юмором драма про отношения серьезной, работающей в крупной консалтинговой фирме женщины (Сандра Хюллер) и её отца (Петер Симонишек) - учителя музыки, который любит повалять дурака под именем Тони Эрдманн. Лента Аде - умная трагикомедия, снятая с фестивальной тщательностью, - не только рассказывает про отцов и детей, но препарирует безграничный человеческий стыд - за своё тело, социальный статус, родителей и далее по списку.


4. СЬЕРАНЕВАДА, реж. Кристи Пую

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Пионер «румынской новой волны» Кристи Пую («Смерть господина Лазареску») вернулся в кино с трехчасовым разговорным шедевром, снятым очень плотно и практически в режиме реального времени. Герои фильма – друзья и родственники – собираются в обычной городской квартире на поминки, которые с каждой минутой всё больше превращаются в хаос: кто-то обиделся, другие спорят о политике, дети плачут, вваливаются незваные гости – все они, помимо прочего, недовольны своим нынешним положением и скептически относятся к той идее, что в ближайшее время и в стране, и в их жизни что-то изменится. Грустная и смешная, «Сьераневада» была в шутку названа «лучшим российским фильмом года» - это картина о нелепости семейной жизни или жизни вообще. Тесная и невероятно родная, «советская» обстановка позволяет без труда влиться, стать непосредственными участниками событий и лицезреть всю эту семейную канитель с самого близкого расстояния. И, может быть, даже глазами недавно усопшего главы семейства, безмолвно передвигающегося по квартире и ожидающего обряда, после которого можно наконец-то из этого ада убраться.


3. ПРИБЫТИЕ, реж. Дени Вильнёва

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Холодная голова Дени Вильнева, следующим фильмом которого будет сиквел как раз ридлискоттовского «Бегущего по лезвию», оказалась идеальным балансиром для этой миролюбивой своего рода проповеди. Идеальная геометрия кадра, которую канадец выставляет с любым оператором (в этот раз - Брэдфорд Янг), минималистичная музыка Йохана Йоханнссона - «Прибытие» не кажется избыточным, это такой же сбалансированный и морочный триллер, как «Враг» или «Убийца». Только главный аттракцион тут, разумеется, инопланетяне и их язык: первый контакт и первый диалог вызывают поистине религиозный трепет (Вильнев хвастает, что отказался от космического корабля в форме сферы и дирижировал разработкой облика гептаподов).

Читать рецензию


2. СЛУЖАНКА, реж. Пак Чхан-Ук

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Новая лента яркого корейского режиссера Пак Чхан-Ука, автора трилогии мести («Сочувствие господину Месть», культовый «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть»), напоминает хитроумную шкатулку: не столько из-за сразу нескольких твистов, вытекающих один из другого, сколько из-за культурных орнаментов, обрамляющих сюжет. Взявшись за экранизацию романа Сары Уотерс «Тонкая работа», по которому десять лет назад уже выходил двухсерийный костюмированный фильм BBC, Чхан-Ук не просто перенес дух викторианской Англии и интерес Уотерс к разговору о лесбийской любви в Южную Корею, но и значительно эту сюжетную схему нагрузил смыслами.

Читать рецензию


1. МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЁТР, реж. Александр Миндадзе

Лучшие фильмы 2016 года: ТОП-20

Многострадальный третий фильм Миндадзе, смущавший Минкульт на стадии сценария историей дружбы немца Ханса (Якоб Диль) и русского Петра (Андрюс Даряла) в канун Великой Отечественной войны, в итоге оказался не столько про интернациональную дружбу людей, которые вскоре займут место в противоборствующих окопах, сколько про отчаяние, пропитавшее воздух перед трагедией, катастрофой. В области документального саспенса Александр Миндадзе достиг уже известных высот (прошлый его фильм «В субботу» рассказывал про аварию на Чернобыльской АЭС), но в «Милом Хансе» он идет еще дальше, сея беспокойство тотальной недоговоренностью.

Читать рецензию

Ссылки по теме

Обсуждение

анонс