Клинту Иствуду - 85!

Кино-Театр.РУ

Внутренняя империя

Клинту Иствуду - 85!

Пристрели их

Клинту Иствуду - 85!

Клинт Иствуд родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско - городе, в котором его Грязный Гарри Каллахэн будет потом жесткой рукой наводить порядок. В период Великой депрессии семья много переезжала и перебралась в Оуклэнд, а в 1954 году, после службы в армии и знакомства со служившими вместе с ним актерами, Иствуд решил переехать в Лос-Анджелес и попробовать себя на голливудском поприще. Удача улыбнулась – студия «Юниверсал» подписала с красивым стройным парнем контракт с гонораром 75 долларов в неделю.
Первые роли в потешных сай-фай-фильмах с названиями типа «Возвращение существа» или «Тарантул» и «ура-патриотических» военных картинах можно особо не вспоминать. Настоящий успех пришел с сериалом 59-го года «Сыромятная плеть» (Rawhide) - вестерном, полюбившимся зрителям и продолжавшимся целых 8 сезонов. В 1964 году Иствуд уезжает в Италию, где попадает к режиссеру «спагетти»-вестернов Серджио Леоне. Всё остальное, как говорится, история.

Клинту Иствуду - 85!

Выходившая в год по фильму «долларовая» трилогия («За пригоршню долларов» по сюжету «Телохранителя» Куросавы, «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой», в год по фильму) делает из Иствуда икону, главного ковбоя кинематографа, каким до него были Джон Уэйн и Рэндольф Скотт. Небритый молчун с опасным прищуром хорошим парнем может считаться только номинально (по сравнению со своими врагами), но харизма Иствуда была больше, чем сомнительные моральные критерии. Чтобы скрыть худобу актера и придать ему большей мужественности, Леоне советовал актеру надеть на себя несколько пончо, одно поверх другого. Остается только представить, каково было «человеку без имени» на солнцепеке, но результат того стоил – его образ в пончо до сих пор смотрит с миллиона футболок и постеров.
Затем, уже в Штатах, последовали только закрепивший образ Иствуда вестерн «Вздерни их повыше» и военный экшен «Куда залетают лишь орлы», где он покорял заснеженные вершины с автоматом в руках и бок о бок с Ричардом Бартоном, а самое главное, родился творческий союз и долгая дружба с Доном Сигелом (полицейский боевик «Блеф Кугана», ироничный вестерн «Два мула для сестры Сары», южная готика «Обманутого»).

Клинту Иствуду - 85!

Фильм Дона Сигела «Грязный Гарри» о жестоком полицейском инспекторе Гарри Каллахане и его магнуме 44-го калибра вышел в 71 году, сделал Иствуда еще более популярным и в то же время породил много толков и даже обвинения в фашизме. Конечно, у поколения «детей цветов» история об аккуратно одетом, непримиримом копе не могла не вызвать оскомину, но 60-е закончились вместе с резней семейки Мэнсона – пришло новое десятилетие, с его разочарованием и цинизмом. Надо отметить, что республиканец и консерватор Иствуд никогда не миндальничал и не скрывал своих убеждений: герои его собственных фильмов всегда отвечали злом на зло. При этом «правость» взглядов не позволяет его обвинить в нетерпимости или отсутствии эмпатии. Даже если его герои могли ударить коварную женщину и добить раненого преступника, они всегда готовы были защитить слабых и обиженных, независимо от их национальности, цвета кожи и сексуальной ориентации.

Клинту Иствуду - 85!

В режиссерском дебюте Иствуда «Сыграй мне перед смертью», который вышел в том же году, что и «Грязный Гарри», он играет не совсем типичную для себя роль диск-жокея на радио, которого начинает преследовать влюбленная в него психопатичная поклонница. Эта предтеча «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» была посвящена двум режиссерам, выведшим Иствуда «в люди» - Леоне и Сигелу. Последний даже появился в фильме в роли бармена, приятеля главного героя. Можно сказать, что в своем дебюте Иствуд только попробовал режиссуру на вкус и, очевидно, понял, что за камерой ему едва ли не интересней, чем перед ней.
В 70-е он снимет несколько фильмов, среди которых можно выделить «Бродягу высокогорных равнин», ревизионистский мистический вестерн, в котором при желании можно услышать отголоски будущего «Догвилля», и крутой гибрид боевика с роуд-муви «Сквозь строй», в котором он в первый раз снимется со своей спутницей жизни Сондрой Лок (в дальнейшем они не раз вместе появятся на экране и некрасиво расстанутся с судебными тяжбами и гомоном «желтой прессы»). Также Иствуд сыграет в нескольких продолжениях «Грязного Гарри», не сильно, но все же уступающих оригинальной картине. И сам снимет очередной сиквел про непремиримого копа, «Внезапный удар», уже в 80-х.

Клинту Иствуду - 85!

В эту декаду, известную своей аляповатостью Иствуд был активен и как актер, и как режиссер, но нельзя сказать, что он сделал что-то по-настоящему стоящее. «Бронко Билли», история ковбоя, владеющего собственным цирковым шоу и встречающего любовь, или «Огненный лис», типичное детище холодной войны, где отважный летчик крадет у русских красивый истребитель, при всем желании нельзя назвать интересными фильмами. С другой стороны, именно в восьмидесятые Иствуд впервые показывает свою человеческую и даже сентиментальную сторону – не крутого ковбоя или копа, а часто беззащитного и одинокого человека. В 88-м Иствуд поставит и фильм «Птица» - с любовью сделанный байопик про легендарного саксофониста Чарли Паркера с замечательной игрой Фореста Уитакера. Этой картиной обожающий джаз Иствуд доказал, что может снимать кино в совершенно разной стилистике и с огромным вниманием к историческим деталям. Он, кстати, и сам вдоволь попел и поиграл на пианино с собственным сыном Кайлом в романтической музыкальной мелодраме «Человек из притона». Потом, когда подрастет, композитор Кайл Иствуд будет писать музыку для фильмов отца.

Клинту Иствуду - 85!

Следующее десятилетие Иствуд начнет картиной «Белый охотник, черное сердце» про своего любимого режиссера Джона Хьюстона. Действие происходит в Африке, куда Хьюстон отправился на съемки фильма «Африканская королева» с Хамфри Богартом и Кэтрин Хепберн и решил, что охота на слона все же важнее съемок какого-то фильма. Иствуд с самозабвенным удовольствием играет своего кумира, человека, который много пьет и курит, живет на всю катушку и мучает всех, кто его окружает. Именно из его уст вылетают слова о том, что настоящее искусство должно быть проще и что никому не нужны дополнительные сюжетные линии – достаточно вспомнить Флобера, Мелвилла и Хемингуэя. Эти слова легко можно применить и к изменившемуся творческому методу самого Иствуда: исчез элемент «синема варите», камера стала более статичной – но он все так же рассказывает простые истории на понятном всем языке.

Клинту Иствуду - 85!

Затем последовал «Непрощенный». К этому фильму прилип ярлык «антивестерна», которым награждали до того «Маккейб и миссис Миллер» Олтмана, из-за того, что он срывает романтический покров с образа благородного ганфайтера и показывает, кем же он был на самом деле – жестоким и подлым пьяницей и убийцей. Одно ясно - «Непрощенным» Иствуд подводит черту под всеми своими Джоси Уэйлсами и «людьми без имени» и закрывает тему о героях фронтира. Надо сказать, точка получилась очень жирной и основательной. Блатная романтика фильма «Совершенный мир» про дружбу уголовника и маленького мальчика или мелодрама «Мосты округа Мэдисон» про встречу двух немолодых одиночеств показали, что Клинт Иствуд не чужд мягкости и даже некоторой слезливости.

Клинту Иствуду - 85!

Затем, сняв несколько проходных, хоть и профессионально сделанных триллеров, даже названия которых сложновато запомнить («Абсолютная власть», «Настоящее преступление», «Кровавая работа») и любопытный, хоть и затянутый, детектив «Полночь в саду добра и зла», Иствуд блестяще экранизировал криминальный роман Денниса Лихейна «Таинственная река» и доказал, что ему рановато уходить на покой. Выдающийся фильм отличается и отменной актерской игрой, и талантливой режиссурой, и во многом благодаря ему творчеством Лихейна заинтересовались в Голливуде.

Клинту Иствуду - 85!

Притворившаяся спортивной драмой «Малышка на миллион долларов» является по сути историей взаимоотношений отца и дочки, где благодаря таланту сценариста Пола Хаггиса соседствуют сентиментальность и горечь. Фильм поразил в самое сердце миллионы людей и принес Иствуду 4 заслуженных «Оскара», в том числе за режиссуру. Военная дилогия «Флаги отцов наших» и «Письма с Иводзимы», полная саспенса и жути «Подмена» с блистательной Анджелиной Джоли, «Гран Торино», где Иствуд по собственному заявлению сыграл последнюю роль, спорная, но любопытная история жизни главы ФБР «Дж. Эдгар» – все они в очередной раз доказывали, что Иствуд по праву может считаться классиком американского кино, а не просто актером, взявшимся за режиссуру.
Иствуд верен словам «своего» Джона Хьюстона – истории должны быть простыми, и он действительно просто снимает. Во всяком случае, так кажется, пока не задумаешься, что для рассказа о каких-то вроде бы очевидных вещах нужно настоящее мужество. Очевидно, что его, как и таланта, Иствуду не занимать. Остается только пожелать ему здоровья, долгих лет жизни и сюжетов поинтересней.

Клинту Иствуду - 85!


Дмитрий Карпюк

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс