Русские медведи шагают по Берлину

Кино-Театр.РУ

«Моё отечественное кино» с Сергеем Кудрявцевым

Русские медведи шагают по Берлину

5 февраля открывается юбилейный, 65-й по счёту Берлинский кинофестиваль, который является одним из самых признанных в мире. Однако отечественные кинематографисты участвуют в нём только 40 лет. И объясняется это рядом обстоятельств политического плана.
Во-первых, советские власти были раздражены упоминанием Берлина вместо Западного Берлина. Во-вторых, никак не могли принять то, что в ФРГ воспринимали этот город практически как свой - и немало организаций, связанных с кинематографом, базировались в Западном Берлине, будучи вообще по статусу западногерманскими.

Русские медведи шагают по Берлину

Но в 1975 году, на волне некоторых изменений в европейской политике, которые привели к подписанию Хельсинского соглашения, пусть это и произошло уже в конце лета, то есть после проведения очередного Западноберлинского кинофестиваля, советские фильмы впервые появились в конкурсе. И сразу же нашей картине «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва достался престижный приз за режиссуру. А в программе «Форум нового кино» показали «Калину красную» Василия Шукшина, удостоившуюся диплома ФИПРЕССИ. И режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер настолько был впечатлён ею, что немедленно включил в собственную десятку лучших произведений мирового кино.

Русские медведи шагают по Берлину

Кстати, именно с Фассбиндером связан определённый скандал на этом фестивале два года спустя, когда он, являясь одним из членов жюри, готов был даже выйти из состава голосующих - в знак протеста против присуждения «Золотого Медведя» советской ленте «Восхождение» Ларисы Шепитько. Но всё обошлось. Зато в 1978 году своеобразный демарш устроила делегация из СССР, возглавляемая Евгением Сурковым, главным редактором журнала «Искусство кино», из-за внеконкурсного показа в Западном Берлине американского «Охотника на оленей», который почему-то посчитали оскорбительным для нас. Но вот Шепитько не присоединилась к данной акции, оставшись заседать в кинематографическом ареопаге. Правда, тогда ничего не получил «Бирюк» Романа Балаяна.

Между прочим, если перечислять не только награждённые на Западноберлинском (с 1990 года он уже официально - Берлинский) фестивале, но и соревновавшиеся в основной программе советские картины, то список окажется действительно неплохим. Это «Белый пароход» Болотбека Шамшиева, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Ближний круг» Андрея Кончаловского и «Избранник» Михаила Калатозишвили.

Русские медведи шагают по Берлину

Наиболее успешным был период вплоть до начала 90-х годов, когда различные награды завоёвывали в конкурсе этого киносмотра актёры Анатолий Солоницын («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»), Евгения Глушенко («Влюблён по собственному желанию») и Инна Чурикова («Военно-полевой роман»), ленты «Мужики!..» Искры Бабич, «Потомок Белого Барса» Толомуша Океева, «Путешествие молодого композитора» Георгия Шенгелаи, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Слуга» Вадима Абдрашитова, «Астенический синдром» Киры Муратовой, «Караул» Александра Рогожкина, «Сатана» Виктора Аристова, «Бесконечность» Марлена Хуциева и «Солнце неспящих» Теймураза Баблуани. А «Тема» Глеба Панфилова в 1987 году, то есть ровно через десять лет после «Восхождения», повторно удостоилась главного приза в Западном Берлине.
Также были отмечены премиями в других фестивальных программах
«Пастораль» Отара Иоселиани, «Зажжённый фонарь» Агаси Айвазяна, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «СЭР» Сергея Бодрова.

Русские медведи шагают по Берлину

Хотя до середины 90-х годов ещё сохранялся на Берлинском фестивале какой-то интерес уже к российскому кинематографу (получили призы «Год Собаки» Семёна Арановича и «Пьеса для пассажира» Вадима Абдращитова), то впоследствии дела стали складываться явно хуже. Как ни покажется странным, это фактически совпало в 1996 году с председательством Никиты Михалкова в жюри, что произошло впервые в истории Берлинале, но вот в конкурсе не было ни одного нашего полнометражного фильма в единственный раз за два десятилетия!
И дальше - будто отрезало! Всего лишь семь участников за 18 лет - это очень мало! «Три истории» Киры Муратовой, «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Русский бунт» Александра Прошкина, «Солнце» Александра Сокурова, «В субботу» Александра Миндадзе, «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского (удостоился наград впервые за полтора десятилетия!) и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова.

Русские медведи шагают по Берлину

Может, начнёт как-то исправляться положение с этого года, поскольку в разных программах Берлинского киносмотра будут показаны шесть российских картин, а в конкурсе - «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. И ещё почётный приз «Берлинская камера» получит наш знаменитый киновед Наум Клейман. До него только четверо выходцев из СССР оказывались обладателями этой премии: режиссёр Элем Климов (1987), киночиновник Михаил Шкаликов (1989), писатель и сценарист Чингиз Айтматов (1996), киновед и киночиновник Армен Медведев (1999).

Отдельно надо было бы упомянуть, что получали различные по достоинству награды Западноберлинского (Берлинского) кинофестиваля не в основной программе такие ленты, как «Три дня» Шарунаса Бартаса, «Ладони» Артура Аристакисяна, «Русская симфония» Константина Лопушанского, «Мать и сын» Александра Сокурова, «В той стране…» Лидии Бобровой, «Окраина» Петра Луцика, «Итальянец» Андрея Кравчука и «Русалка» Анны Меликян, документальные: «Прибытие поезда» Андрея Железнякова и «Среда» Виктора Косаковского, короткометражка «Пугало» Александра Котта, анимационные: «Корова» Александра Петрова, «Фараон» Сергея Овчарова и «Мой личный лось» Леонида Шмелькова.

Русские медведи шагают по Берлину


Сергей Кудрявцев

Обсуждение

Ссылки по теме

фотографии

анонс