Чебурашка и другие

Кино-Театр.РУ

Анимация с Машей Терещенко

Чебурашка и другие

В России разгорелся очередной скандал из-за Чебурашки

Чебурашка и другие

Без малого полвека назад Эдуард Успенский написал книжку о Чебурашке – «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор неизвестный науке зверь, который в том далеком 1966-м не был даже вынесен в название сказочной повести, так прославился, что сегодня можно было бы написать книгу о «Чебурашке». Первая ее часть рассказывала бы об истории создания текста, а затем и мультипликационного мини-сериала, первый эпизод которого появился в 1969 г. В этих главах звучали бы имена писателя Эдуарда Успенского и режиссера Романа Качанова, художника Леонида Шварцмана и композитора Владимира Шаинского, актрисы Клары Румяновой и мультипликатора Наталии Дабижы.

Чебурашка и другие

Все эти прекрасные художники, писатели, музыканты, актеры создали вместе чудесную, как сейчас принято безграмотно и бессмысленно говорить, «добрую сказку» для детей. И несмотря на то, что в мультфильме присутствуют пионеры, а в книжке иногда просвечивает слишком очевидная мораль, характерная для советской эпохи, и история, и персонаж получились «на все времена», ибо образ Чебурашки стал символом добродушной наивности, неискушенности, глупой, но такой очаровательной веры в правильность торжества милой дружественности над коварством или равнодушием. Ведь Чебурашка не является героем-борцом или героем-победителем, он преодолевает зло, невежество, холодность, высокомерие и отстраненность негативных или спорных персонажей исключительно своей невинностью – через эту-то невинность, несопричастность, непонимание зла герой заставляет все негативное в окружающем мире выглядеть донельзя абсурдным.

Чебурашка и другие


Вслед за первыми главами гипотетическая «История «Чебурашки»» рассказывала бы об успехе бренда, о популярности его в стране и за рубежом, о том, как много стал со временем символизировать Чебурашка. Ведь удивительно, что один и тот же персонаж становится, например, символом олимпийской сборной (это, кстати говоря, парадоксальный выбор: сделать крайне неуклюжего персонажа талисманом спортсменов) и знаковой фигурой протестного движения (на листовках несистемной оппозиции Чебурашка выступал за «честные выборы»).

Чебурашка и другие

Но если бы мы взялись писать книгу о «Чебурашке», увы, невозможно было бы обойти молчанием еще одну сторону: ведь Чебурашка – один из самых скандальных брендов постсоветского пространства. Буквально года не проходит, чтобы не возникло каких-нибудь дрязг или хотя бы мелких неурядиц вокруг этого персонажа. Самыми громкими стали процессы Успенского, который отстаивал свои права получать роялти за ушастого зверька. Были прения и вокруг Леонида Шварцмана – автора визуального образа – который оказался как бы не у дел. И это не говоря о мелких скандальчиках: например, года полтора назад один аукционный дом выставил на продажу куклы из мультфильма. Эксперты подвергали сомнению и происхождение моделей (аукционеры утверждали, будто куклы получены от каких-то наследников Качанова, однако не уточняли имен), и их аутентичность (куклы довольно существенно и по цвету, и по форме отличались от тех, что играли в самом фильме).

Чебурашка и другие

Вообще-то говоря, скандалов было уже столько, что люди щепетильные и осторожные с Чебурашкой давно предпочитают не связываться. Проблем не оберешься, поэтому ни симпатичных проектов, ни интересных выставок вокруг этого героя почти не происходит: в основном его любят задействовать не в арт-проектах, а в идеологических. Но то в России. Японцы же горем еще не научены, поэтому довольно регулярно в своих художественных фантазиях обращаются к лопоухому покемону из России. Например, в Японии существует двухмерный сериал с короткими 3-минутными эпизодами. А несколько лет назад был создан и шикарный, невиданный кукольный проект – полнометражный фильм, точнее, сборник новелл, соединенных в полнометражное кинотеатральное полотно.

Чебурашка и другие

Фильм получился впечатляющим. Дело в том, что японцы скрупулезно воспроизвели облик качановских короткометражек: они не только воссоздали куклы, декорации и музыку, но буквально покадрово пересняли первый фильм из советской тетралогии – «Крокодил Гена». Необходимость этого дорогостоящего фокуса объяснялась двояко: с одной стороны, важно было показать японской публике начало истории, с другой – невозможно было поставить старый мультфильм, поскольку его технические характеристики сильно отличаются от современных требований. Но был и еще один момент, не такой рационалистичный, зато очень характерный именно для японцев: они, конечно же, хотели сжиться с образами, почувствовать характер движения, ритм, пластику персонажей. Ради аутентичности на проект пригласили двух российских режиссеров – Михаила Алдашина и Михаила Тумелю, которые, в частности, следили и за достоверностью деталей в кадре на оригинальных новеллах. В общем, проект получился грандиозным, и в ноябре 2011 результат этих трудов был показан в Москве. На пресс-конференции японский продюсер объяснял, что одним из самых сложных для них был вопрос прав, что они проявили максимально возможную щепетильность, договорившись со всеми участниками процесса.

Чебурашка и другие

Проката вслед за премьерой не последовало, и про фильм все быстро забыли. Он всплыл снова только в середине 2013-го года, когда выяснилось, что права на Россию все же приобретены и что компания, их приобретшая не слишком преуспевает в прокатном продвижении. Фильм, дополнившийся теперь еще одной оригинальной новеллой и потерявший римейк-часть (действительно, странно было бы российскому зрителю показывать переснятого Качанова), несколько раз был показан в благотворительной программе Большого фестиваля мультфильмов, потом мелькнул еще на паре фестивалей, и наконец, обрел прокатчика в лице Reanimedia – небольшой воронежской компании, занимающейся японским аниме.
Надо сказать, что «Реанимедиа» - компания очень небольшая, не слишком успешная и отличающаяся от многих других игроков на рынке своей замечательной любовью к прокатываемым ими фильмам. Честно говоря, они скорее даже не прокатчики, а культуртрегеры, то есть те люди, которые занимаются именно пропагандой и продвижением нового продукта. Ежегодно они устраивают «Реанифест», на который привозят множество симпатичных новых мультфильмов из Японии, периодически открывают новые имена и неизменно бывают кооперабельны по отношению к тем, кто тоже любит кино.

Чебурашка и другие


«Чебурашка» обещал стать одним из самых больших их проектов, если не самым большим. Речь шла чуть ли не о двухстах копиях, СМИ наполнялись предвкушением и ничто, как говорится, не предвещало… Однако чуть ли не за день до начала проката в СМИ появились сообщения о том, что Минкультуры отозвал у фильма прокатное удостоверение по требованию студии «Союзмультфильм».
Я не буду сейчас вдаваться в юридические подробности: правовая история «Чебурашки» такова, что без юридического образования в ней вряд ли можно разобраться (вообще-то, это относится и ко многим другим фильмам советской эпохи). И я заранее готова согласиться с тем, что Андрей Добрунов был в своем юридическом праве. И все же...

Чебурашка и другие

Учитывая, что данный текст является авторской колонкой, я выскажу свое мнение, недоказуемое и не подкрепленное достаточной аргументацией, просто свое мнение. И оно про то, что авторское право – это вообще крайне странная система законов, для истории человечества и истории культуры, крайне неестественная. Много тысячелетий искусство строилось на копировании, плагиате и коллективной собственности, и развивалось самым лучшим образом. Единственное морально-нравственное обоснование у авторского права – это обеспечение адекватной жизни художникам, писателям, музыкантам, которые отдают искусству свое жизненное время, а потому не могут зарабатывать иным способом. Другое морально-нравственное обоснование связано с высоко-технологичными видами искусства вроде анимации, в случае с которыми студия должна окупить свои затраты, чтобы иметь возможность снимать новый фильм.

Чебурашка и другие

Теперь вернемся к «Чебурашке». Во-первых, здесь вряд ли можно говорить о высоких доходах, речь идет явно о копейках (фильм не получит в прокате больших денег, это очевидно для всех участников). Во-вторых, речь явно не идет об авторах, ибо сам Качанов (чьи интересы, судя по комментариям, «Союзмультфильм» представляет и отстаивает в этой акции) давно уже умер в бедности, не получив никаких особенных благ за свои мультфильмы. В-третьих, учитывая, что мультфильм был сделан за государственный счет, студия в компенсации своих расходов вряд ли нуждается, тем более, что и студия тоже – государственная. В-четвертых, нынешняя студия, к той студии, которая создавала собственно «Чебурашку», отношения имеет мало – даже с юридической точки зрения. В-пятых, вся эта история с японской экранизацией должна вызывать в россиянах вообще, и в представителях минкультуры и «Союзмультфильма», в частности, чувство жгучего стыда, потому что у нас, в России, даже наполовину собственное культурное наследие не уважается так, как уважается оно (в лице Чебурашки) в той же Японии. Положа руку на сердце, нам должно быть стыдно, что такой фильм не мы сделали, а японцы, а вот качать права и настаивать, чтобы японцы нам еще и денег платили – совсем странно в такой ситуации (если рассуждать с морально-нравственной, а не юридической точки зрения). В-шестых, было бы действительно здорово, если бы «Союзмультфильм» чуть больше занимался созданием собственного великого и прекрасного продукта, а не делил бы чужие деньги. Ведь пока, несмотря на дополнительные государственные вливания и внимание, студия не создала за минувшие годы однозначных шедевров или хитов.

Чебурашка и другие

Так можно счет и до десяти, и даже до двадцати, пожалуй, довести, но не к чему. Если на секунду забыть о букве закона, а вспомнить о его духе, то ситуация сегодняшняя проста как две копейки. Есть люди, которые сделали неплохой фильм (и явно не супер-коммерческий), есть другие люди, которые этот фильм пытаются показать заинтересованным зрителям, и есть третьи люди, которые им мешают это сделать. Печально осознавать, что к числу третьих относятся наши государственные структуры, которые именно в этом случае никак не хотят нулифицировать закон, как это делается в сотне других, куда менее безусловных.

Интересно, напишет ли кто-нибудь книжку про «Чебурашку»? Увлекательная получилась бы работа: она бы представила портрет России разных времен во всей ее красе. России, где говорят о развитии национального детского кино, а параллельно не дают прокатывать детский фильм, отдающий честь нашей российской традиции в куда большей степени, чем любой русский мультфильм последних лет. России, где бесконечно пишут про добро, а поступают корыстно и беспринципно. России, где на словах уважают авторское право, а на деле самим авторам позволяют умирать в нищете… Не знаю, как для вас, но для меня Чебурашка давно уже стал символом… нет, не добродушной наивности, а российского лицемерия. Так что, может, и впрямь не стоит российским детям с ним знакомиться? Может, здоровее будут?


Мария Терещенко

фотографии

Обсуждение

анонс