Иногда они возвращаются

Кино-Театр.РУ

Анимация с Машей Терещенко

Иногда они возвращаются

Буквально пару дней назад один из создателей первого "Мадагаскара" Билли Фролик на форуме в Санкт-Петербурге обмолвился, что успех того или иного фильма бывает обусловлен не только его качеством, но и местоположением в годовой афише. Это он про успех "Мадагаскара" говорил, если что. То ли ложная скромность, то ли сам он не в восторге от качества этой франшизы (последнее вполне вероятно, учитывая, что во все время разговора он превозносил все больше студию Pixar, а вовсе не DreamWorks, на котором ему довелось поработать).

Так или иначе, но Фролик, конечно же, прав. Сделать хорошее кино - полдела, важно правильно его "раскрутить" и хорошо поставить в сетку. Последнее особенно непросто в России, кинотеатры и прокатчики которой славятся консерватизмом и более выгодные позиции отдают не столько хорошим фильмам, сколько успешным франшизам (то есть раскрученным уже названиям), которые гарантируют кинотеатрам посещаемость. Нынешний Новый год демонстрирует тотальное торжество подобной политики: со второй половины декабря и вплоть до финала зимних каникул на экраны России выходят только и исключительно сиквелы. И не просто сиквелы, а фильмы с длинной-длинной историей, в большинстве случаев далеко выходящей за рамки памяти уж точно детей, а порой и их родителей.

Иногда они возвращаются

Например, история Астерикса и Обеликса восходит к 1959 году, когда во французском журнале Pilote появился первый комикс про двух смешных галлов, а первый мультфильм про Астерикса и Обеликса был снят в 1969-м. На сегодняшний день киношная часть франшизы включает 10 (считая последний) полнометражных мультфильмов и 4 игровых фильма - и да, французская парочка впереди планеты всей по количеству полнометражных киноприключений.

Нынешний фильм - "Астерикс: Земля богов" - их дебют в 3D формате. В кино - с 18 декабря.

Иногда они возвращаются

Еще одна предновогодняя премьера - "Феи: легенда о чудовище" - также восходит корнями к 1950-м, если совсем точно - к 1953 году, когда Уолт Дисней сделал замечательный мультфильм по "Питеру Пену". У "Питера" появилось потом не очень успешное полнометражное продолжение, а спустя много лет - своеобразный спин-офф, посвященный героине второго плана - фее Чинь-чинь, или Динь-динь, или Чинить-паять - уж это как кому нравится.

Иногда они возвращаются

Первые "Феи" вышли в 2008-м году (прямиком на видео: компания на тот момент не считала этот проект достаточно ликвидным для кинопроката), после чего сиквелы стали появляться буквально каждый год. Сегодня цикл "Феи" насчитывает 6 полнометражных мультфильмов (если считать выходящую 18 декабря "Легенду о чудовище") и один среднеметражный ТВ-эпизод.

Иногда они возвращаются

С достойным восхищения патриотизмом самое выгодное время - то есть собственно зимние каникулы - кинотеатры оставили двум сиквелам отечественного производства (впрочем, патриотизм тут, возможно, ни при чем: в американском прокате, например, мультфильмов на это время вообще не запланировано): повезло очередным богатырям и "Снежной королеве 2".

Иногда они возвращаются

Что касается "богатырей", то к ним отечественный зритель уже привык: студия "Мельница" ежегодно на-гора выдает к зимним каникулам по мультфильму в старо-русском стиле, в последнее время чередуя богатырский цикл с историями про Ивана-царевича. Фильмы на "Мельнице" делаются быстро, а потому успевают попасть в "яблочко", то есть в самую суть общественного резонанса. "Никогда прежде мы не сталкивались с угрозой столь сильной, - сообщает потенциальным зрителям трейлер. - Наши враги объединились, чтобы сокрушить нас". Звучит прямо как подводка из актуальных телерепортажей. Не в последнюю очередь именно злободневностью объясняется сумасшедший прокатный успех сериала, для которого "Ход конем" будет уже 6-й частью (фильмы про "Ивана царевича" мы в этот подсчет не включаем, хотя есть соблазн в силу эстетического, концптуального и философского родства этих циклов). Предыдущие "Три богатыря" (те, что сначала отдыхали на дальних берегах, а потом сражались с западническим влиянием) собрали 31 млн. долларов.

Иногда они возвращаются

Конкурировать с этими гигантами будет (как и два года назад) "Снежная королева: перезаморозка". Всего-то второй фильм от кинокомпании Wizart Animation - довольно молодой, но уже очень по-своему успешной воронежской студии. Нынешняя "Снежная королева" (как и первая) делалась в сотрудничестве с Тимуром Бекмамбетовым, и еще до выхода в прокат стала своего рода сенсацией, поскольку фильм выходит не только в России, но одновременно еще в нескольких странах (включая Великобританию). Предпродажи фильма беспрецедентно высоки, кроме того, "Снежная королева 2" вошла в лонг-лист "Золотого глобуса" - и это также впечатляет.

Иногда они возвращаются

Оба фильма выходят в прокат 1 января, и это заставляет предвкушать некоторую прокатную интригу, кажется, первую серьезную интригу в российском анимационном прокате. С одной стороны, на "богатырей" ставки делать логичнее: у них длиннее история успеха и шире целевая аудитория (на это кино активно идут не только семьи, но и молодежь, тогда как "Снежная королева" - проект скорее детский).

Иногда они возвращаются

С другой стороны, есть ощущение, что кульминационный момент зрительского интереса "народнические" фильмы "Мельницы" уже миновали (подтверждением тому резкое падение сборов на прошлом "Иване-царевиче"), тогда как "Снежная королева" однозначно должна набрать очков в сравнении с предыдущим выпуском (тогда они заработали 7,6 миллионов долларов). Однако, помимо прокатных историй, именно в этом году немалую роль явно сыграют эстетические и идеологические моменты.

Например, явное противопоставление славянофильства и западничества: если "богатыри" делает ставку на "русскость", то "Снежная королева", напротив, сделана скорее в западной традиции (и сказка не наша, и героев зовут не по-человечески, и троли разные мелькают вместо родных бабок-ежек) да и очки по популярности набирает именно за счет западного интереса к собственной анимационной персоне.

Иногда они возвращаются

В то же время не стоит недооценивать соотношение детского/взрослого контента в обоих фильмах. Несмотря на то, что родители упорно водят на "Богатырей" своих трехлеток, довольно многие уже начали вполне отдавать себе отчет в том, что политически-патриотические истории про Алешу, Добрыню и Илью для детей, возможно, не вполне и не идеально подходят. Слишком много взрослого юмора, политики, да и вообще добро здесь хоть и побеждает зло, однако делает это таким специфическим порой образом, что непросто детям оказывается извлечь из фильма хороший урок. То есть по логике, именно родителей привлекать должна, в первую очередь, "Снежная королева" - более мягкая, сказочная, волшебная - и с четкими морально-нравственными ориентирами на семейные (и всякие прочие) ценности. В пользу последней говорит и зрелищность проекта (в отличие от богатырей, которые всегда делались довольно дешево и без особенных наворотов).

Иногда они возвращаются

Впрочем, даже запусти мы подобный тотализатор, вряд ли эксперимент получился бы чистым. Возвращаясь к тому, с чего мы начали, нужно сказать, что прокатный успех того или иного проекта во многом зависит не от всех этих составляющих, а от кинотеатральной политики. Как показывает практика, сегодня зрители не так уж часто отправляются на конкретный фильм. Погуляв по торговому центру, съев мороженое и купив ненужных вещей, семья подходит к кассе многозальника наугад и покупает билет на ближайшую картину, соответствующую составу зрителей-участников (т. е. семейную или взрослую). Во многом судьба "Снежной королевы" и "Трех богатырей" решаться будет не с 1 по 7 января, а именно в ближайшие две недели, когда кинотеатры начнут расставлять сеансы.

Иногда они возвращаются

Да и в сущности, конечно, не так уж важно, кто выиграет новогоднюю гонку. Во-первых, потому что факт налицо: на полнометражном анимационном рынке появляется второй серьезный игрок, способный будоражить зрительское воображение. И продюсер партнера "Мельницы" кинокомпании СТВ Сергей Сельянов готов признать это первым: уже сейчас он начал сотрудничать со студией Wizart Animation по следующему их проекту "Волки и овцы". Во-вторых, как точно заметил Джон Ласстер, в анимации по сути нет конкуренции: пока что места здесь хватает всем. Ведь в конце концов никто не мешает сходить в кино дважды: главное, чтобы фильмы того стоили. А уж в российской анимации места будет хватать еще долго: пока что хоть какой-то зрительский интерес вызывают всего пара российских мультфильмов в год, а это для российского рынка далеко не предел. Так что кино-театр.ру желает победы обеим картинам - в надежде, что их совместный успех откроет новые возможности для нашей мульт-индустрии.


Мария Терещенко

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс