Неотобранные

Кино-Театр.РУ

Анимация с Машей Терещенко

Неотобранные

Самый главный, самый старый, самый престижный международный анимационный фестиваль в г. Аннеси (Франция) обнародовал короткометражную, студенческую, сериальную и прикладную конкурсные программы 2013-го года. На 176 наименований - всего один фильм из России. Плюс еще одна русская работа попала в категорию "вне конкурса", куда отправляются короткометражки, которые, по мнению оргкомитета, достойны внимания, но не приза.
Звание конкурсанта досталось фильму "Обида" Анны Будановой. Это дебютная работа из Екатеринбурга, сделанная "в традициях" свердловской школы, если можно так сказать, и являющаяся своеобразным продолжением темы несчастного детства, открытой "Девочкой-дурой" Зои Киреевой (фильм, кстати, получил приз за дебют в том же Аннеси) и развитой в "Подарке" Михаила Дворянкина. "Обида" рассказывает о толстой девочке, которую дразнили в детстве, и которая на всю жизнь затаила злость на мир.

Обида (реж. Анна Буданова)

Во внеконкурсную программу попал очаровательный детский фильм "Моя мама - самолет". Чудесный, яркий, очень современный по графике рассказ о фантазиях малыша, представляющего свою маму самолетом, был сделан одним из самых наших интересных режиссеров Юлией Ароновой.

Моя мама - самолет (реж. Юлия Аронова)

Конечно, нельзя не порадоваться за двух молодых художниц. И параллельно не опечалиться по поводу скудности русской темы в Аннеси этого года. На моей памяти, такого еще не случалось. Два фильма на всю программу! Прям так это мало, что даже за "державу обидно". Не то чтобы в Аннеси раньше любили русские мультфильмы - скорее, нет. Бывший арт-директор Серж Бромберг довольно часто высказывался о русской анимации в самых пренебрежительных тонах и ругался на ее традиционность. Однако худо-бедно от 4 до 10 русских мультфильмов в обширные программы фестиваля просачивались. Что-то в студенческую, какой-нибудь сериал, пара короткометражек - ну, и с миру по нитке набиралась вроде бы "русская программа", которая позволяла говорить об определенном статусе России в этом международном фестивальном безумии. Конечно, на место в пятерке мы не претендовали, но из десятки самых анимационных стран, пожалуй, еще ни разу не выходили, по рейтингам Аннеси.
Drunker than a Skunk (dir. Bill Plympton)

В 2013-м году ситуация кардинально изменилась, ибо казавшийся бессменным арт-руководитель фестиваля Аннеси Бромберг ушел со своего поста, передав бразды художественного правления фестивалем канадцу Марселю Жану. Этот человек со знакомым лицом немало уже поработал на фестивалях - и в Европе, и в Канаде, впрочем, для того, чтобы понять про него главное, достаточно упомянуть его деятельность в рамках Оттавского фестиваля, где с 2005-го года он довольно регулярно делает специальные программы. Руководимый молодым историком кино Крисом Робинсоном, Оттавский фестиваль предлагает довольно специфический (если смотреть с европейских позиций) взгляд на искусство анимации. Робинсон души не чает в эстонцах, новых японцах и маргинальных американцах, он превозносит эксперимент, своеобразие, любит ненарративную анимацию, мультипликат "без замаха", разного рода уродства и несуразности, подчеркнуто небрежную манеру изображения в сочетании со сложным глубокомыслием, одним словом, самое что ни на есть современное искусство, в котором формула "чем хуже, тем лучше" используется несколько чаще, чем хотелось бы лично мне.
Lonely Bones (dir. Rosto)

Именно в таком Робинсон разбирается, а потому бывает способен разглядеть настоящие шедевры там, где их никто больше не замечает, вытащить на свет нечто удивительное, истинно странное, порой шокирующее, невообразимо абсурдное и необъяснимое. И, пожалуй что, в этом своем скаутинге Робинсон никогда не ошибается: уж если он делает ретроспективу совершенно никому не известного автора, то не ходи к гадалке, это художественное открытие, новый гений... Совершенно точно, если мне нужна экспертная оценка в области современного анимационного искусства, то Робинсон - мой кумир. Однако, имея большой вкус до всего экспериментального, Робинсон потрясающе глух и слеп в отношении традиционного искусства. Возможно, где-нибудь по ночам дома он и смотрит фильмы классических форм, однако предпочитает зрителям их не показывать и вообще не упоминать об их существовании. И русская анимация, по понятным причинам, попадает именно в эту слепую зону. В многочисленных книгах Робинсона можно найти не только тотальное отсутствие интереса к русской традиции, но и прямые "наезды", например, откровенные реплики о том, что вся русско-советская анимация глубоко вторична по отношению к "диснеевской". Разумеется, в программу Оттавского фестиваля современные русские мультфильмы почти никогда не попадают в количестве более одной штуки. Если вдруг появилось два - это уже огромная победа.
Feral (dir. Daniel Sousa)

Судя по первым заявлениям прессе, которые сделал новый арт-директор Аннеси Марсель Жан, можно предположить, что он будет придерживаться похожей философии. Конечно, про Россию в этих заявлениях ничего не было, однако в общем и целом он довольно четко декларировал свое творческое кредо: эксперимент и расширение границ анимации в сторону "гибридного" кино. Одной из главных внеконкурсных программ станет большая ретроспектива старых фильмов, которые предложат новый взгляд на философию и технологическую сторону анимации. Страной-гостем станет Польша, знаменитая своими экспериментами. А по поводу селекции в конкурс Марсель Жан подчеркивает, что для него важна географическая и технологическая репрезентативность: "Самому мне может фильм не нравиться, но я могу его отобрать, если понимаю, что он предлагает интересный угол зрения".

Chemin faisant (dir. Georges SCHWIZGEBEL)

С "интересным углом зрения" в России плоховато обстоит дело. Наши аниматоры придерживаются в основном классической манеры и даже в фестивальном формате предпочитает делать нечто более-менее съедобное для относительно широкой аудитории, а не для узкого круга маргиналов, на которых рассчитана, например, программа Оттавского фестиваля. Точно так же не слишком в России популярно и "гибридное" кино. Если совсем условно, то мы несомненно за чистоту форм. Так что, очевидно, нынешняя ситуация, когда Россия пришлась "не ко двору" в Аннеси вовсе не случаен. Видимо, такой же будет и селекция 2014-го, а затем 2015-го.
Ну и чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, скажу еще несколько слов о фильмах, отобранных в основной конкурс. В нем 52 фильма: из Франции (9), Канады (5), США (5), Китая (3), Японии (3), Нидерландов (3), Польши (2), Великобритании (2), Австрии (2), совместного производства Франции/Бельгии (2), а также по одному из Южной Кореи, Испании, Литвы, Италии, Молдавии, Словении, Германии, Ирана, Колумбии, Швейцарии, Эстонии, Аргентины, Великобритании, России и совместного производства Японии/Чехии.

Boles (dir. Spela CADEZ)

Среди прочего в программе новые фильмы уже довольно известных режиссеров: Animo resistente от итальянца Симоне Масси, запоминающегося своей суровой жесткой графикой; Boles от юной словачки Шпелы Чадеж, которая делает своеобразное и очень трогательное кукольное кино; Chemin faisant от швейцарца Жоржа Швицгебеля, неизменно поражающего своим вальсирующим монтажом; Drunker than a Skunk от самого успешного в мире независимого аниматора Билла Плимптона; Gloria Victoria - бесподобное завершение ненарративной трилогии болгарского канадца Теодора Ушева; Liebling - очередные пластилиновые экзерсизы польской немки Изабеллы Плучиньской, которая снимает прекрасное однообразное кино и по какой-то неведомой мне закономерности всегда попадает в программу Аннеси; Lonely Bones от нидерландского enfant terrible Росто; Palmipedarium от одного из самых многообещающих молодых французов Жереми Клапена; Subconscious Password от американца Криса Ландрета, который уже лет 10 назад потряс мир своим мультфильмов про старшего коллегу Райана Ларкина и с тех пор что-то пропал с фестивальных горизонтов; Yuki Onna - как раз тот самый чешско-японский мультфильм, созданный культовым чешским режиссером Иржи Бартой. Кроме того, из уже знакомых фильмов хочется отметить вошедшие в конкурс "Пир наложницы" Хефанг Вей, "Треугольную историю" Андреса Тенусаара и Feral Дэниэля Сусы. Все три несомненно достойны этой чести.
Пир наложницы (реж. Хефанг Вей)

В блоке out of competition оказались новый фильмй Бастьена Дюбуа (произведшего на свет знаменитый анимационно-документальный "Мадагаскар"), а также работы Джоан Грац, Джоанны Пристли и Вука Ефремовича.

Состав полнометражного конкурса Аннеси традиционно объявит позже. А сам фестиваль пройдет с 10 по 15 июня.

Обсуждение

анонс