Городское фэнтези: Ультимативный гид.

Кино-Театр.РУ

Мнение

Городское фэнтези: Ультимативный гид.

Считается, что прививку от фэнтези многие получили еще в школе или институте, но ее с удовольствием продолжают читать и люди постарше. О том, что у литературных направлений нет строгого возрастного ограничения регулярно напоминают поклонники «Властелина колец», «Гарри Поттера» и других книжных бестселлеров, чья слава не дает спокойно спать поклонникам иной литературы.

Фантастику, наравне с юмористическими произведениями и ужастиками, часто записывают в низкие жанры, хотя правильнее говорить о плохих и хороших книгах – антураж и прочие рамки тут вообще ни причем. Ведь, как известно, все жанры хороши, кроме скучных.

Кадр из фильма Гарри Поттер и Тайная комната

Вместе с популяцией авторов растет и количество сюжетов, готовых к переносу на большой экран. Целевая аудитория идеально совпадает с той долей населения, которая активно ходит в кинотеатры. Социологи именуют эту публику «попкорновой молодежью», навешивая подобный ярлык на зрителей в возрасте от 14 до 24. Их давно пытаются прикормить при помощи разных жанров – в российский прокат выходили и картины про зомби, и фильмы-катастрофы, но наибольшим студийным доверием пока пользуется городское фэнтези, один из самых расплывчатых и загадочных жанров. Так, недавно в прокате побывали «Орудия смерти: Город костей» по одноименному бестселлеру Кассандры Клэр, а скоро – с 5 декабря – зрителей будут развлекать и интриговать российские кинематографисты: фильмом «Темный мир: Равновесие».

Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей»

Городское фэнтези привлекает своей кажущейся простотой. Берется реальный город, выдумывается увлекательная история, добавляются удивительные события и невиданные существа с заклинаниями/артефактами по вкусу. В действительности существует пара несложных приемов, которыми авторы с удовольствием пользуются к радости читателей, которым хочется найти мистический подтекст в окружающей обыденности.

Вадим Панов
Вадим Панов. Российский писатель-фантаст. Автор цикла книг «Тайный город».


В первую очередь, "Городское фэнтези" подкупает тем, что невероятные события разворачиваются у нас под носом, а сосед по лестничной клетке может оказаться огнедышащим драконом на пенсии. Или даже не на пенсии, а вполне себе работоспособным и непредсказуемым, охраняющим плененную принцессу, с которой можно переписываться по электронной почте. Эта приближенность очаровывает, но в ней же таится и главная опасность для писателя, которому требуется описать наш мир так, чтобы все поверили в реальность происходящих совсем рядом чудес. "Городское фэнтези" - суть сказка, которая оживает в миллиметре от нас, расцвечивает мир волшебством и тем делает его прекрасней. Делает его интересным. Ну а то, как изменится наш мир под влиянием колдовства, зависит от таланта писателя: кто-то отыщет на соседней улице целую страну, населенную многочисленными и удивительными расами, кто-то выстроит мир вечной войны между могущественными магами, а кто-то соорудит банальный "вампирятник" перемежаемый разговорами "для деффачек" - "городское фэнтези" на удивление многолико.

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Одна из характерных черт жанра - городская мифология, которая на удивление разнообразна и включает в себя не только магов, вампиров или оккультные противостояния. Сюда также можно отнести потайные ходы в метро, детские страшилки и места, где пропадают люди или, наоборот, обитают не совсем обычные граждане (маньяки, призраки и далее по списку). Собственный мир книги может опираться как на существующие легенды, так и на те, которыми снабдил местных жителей сам автор. Это позволяет равноценно сосуществовать романам вроде «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, «дозорной» трилогии Сергея Лукьяненко и цикла «Тайный город» Вадима Панова. А среди родоначальников жанра многие называют «Петербургские повести» Николая Гоголя.


Сергей Дяченко

Сергей Дяченко. Украинский писатель, сценарист, автор сценария к фильмам «Обитаемый остров», «Темный мир: Равновесие» и др.


Я называю словом «фэнтези» все, что не относится к научной фантастике, то есть такое нереалистическое повествование, где нет научного или наукообразного объяснения чуду. Для меня родоначальник жанра не Петроний с его «Сатириконом», не Кампанелла с «Городом солнца», не Диккенс с «Рождественскими историями», а наш Николай Васильевич Гоголь. Я вижу элементы жанра в «Петербургских повестях» с нагло гуляющим Носом. Более того, я даже «Вий» могу назвать «городским фэнтези». Именно он заставлял меня в юном, еще дошкольном возрасте, дрожать от страха по ночам - почему-то я читал и перечитывал эту жуткую повесть с фонариком под покровом байкового одеяла, дарующего защиту от сверхъестественного. А ведь начинается эта повесть с града Киева и нравов бурсы. И вот, когда Хома Брут покидает свое одеяло - улицы и церкви Киева - и отправляется в путешествие, то и встречает всякую нечисть, перед которой бледнеет Стивен Кинг и прочие классики хоррора.

Кадр из фильма «Вий» (1967)

В кино городские легенды предстают под разными соусами, но чаще всего их облекают в обертку хоррора. «Звонок», «Донни Дарко», «Кошмар на улице Вязов», «Блэйд», «Другой мир» - список длинный, а под каждым названием можно вписать еще несколько не менее важных жанров. Именно расплывчатость в этом роде фэнтези и привлекательна - достаточно любого мистического события в городе, чтобы соответствовать заданным рамкам. «Супер 8», «Мрачные небеса», «Мутанты» мистика и визионера Гильермо Дель Торо - все одной ногой причастны к этому жанру.
Марина Дяченко

Марина Дяченко.Украинский писатель, сценарист, автор сценария к фильмам «Обитаемый остров», «Темный мир: Равновесие» и др.


Разумеется, «Вий» - никак не городское фэнтези. Городское фэнтези - это сказка для взрослых в урбанистическом пейзаже, соединение мифа и повседневности, гномы в канализации и эльфы не крыше многоэтажки; сейчас этот жанр востребован и опробован многими авторами. Давным-давно, в 1997 году, у нас вышла книга «Ведьмин век», которая казалась на тот момент странной - это история любви ведьмы и инквизитора в антураже современного города, с привлечением мифологических персонажей и магических умений. Позже мы поняли, что написали городское фэнтези, и продолжили дружбу с жанром романами «Пещера», «Казнь», «Армагед-дом», «Долина совести», «Vita nostra» и так далее. Правда, со временем из городского фэнтези нас занесло в социальную фантастику - но дело ведь не в точных определениях, а в том, чтобы автору было интересно рассказывать свою историю, а читателю - сопереживать. Так или иначе, мы считаем городское фэнтези нашим родным жанром и собираемся вернуться к нему не раз.

Кадр из фильма «Другой мир 4: Пробуждение»

В России городское фэнтези стало синонимом блокбастера местного розлива, а штурмовать зрительские сердца при помощи разборок на районе между добром и злом стало модно после кассовых достижений «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова, который повторил успех одноименного романа Сергея Лукьяненко. С тех пор продюсеры фильмов отдают этому мистическому жанру большее предпочтение, чем всем остальным направлениям в фантастике («Дневной дозор», «Черная молния», отчасти «Метро»). Хотя немало и исключений: «Волкодав» Николая Лебедева по серии романов Марии Семеновой, дилогия Федора Бондарчука по мотивам «Обитаемого острова» братьев Стругацких и «4» Ильи Хржановского – фильм, который, как и автор сценария Владимир Сорокин, живет по своим законам, хотя тяготеет, скорее, к драме.

Кадр из фильма «Темный мир: Равновесие»

Куда жанр двигается, к счастью тех, кто не относит себя к поклонникам его литературного воплощения, можно не читать, а просто смотреть – каждую популярную книгу рано или поздно экранизируют. В скором времени фэнтезийную гвардию обещают пополнить «Темный мир: Равновесие», сценарий которого написали фантасты Марина и Сергей Дяченко (кстати, в книжных уже можно найти одноименную авторскую новеллизацию сценария), а также сериал по «Тайному городу» Вадима Панова. В «…Равновесии» полем битвы станут человеческие души – нехорошие Тени питаются людскими эмоциями, а Служба доставки им в этом всячески препятствует. Мостиком в закулисный мир, где зло готово поставить на колени добро, служит обнаружившая сверхспособности Даша, рыжеволосая студентка, спортсменка, но не комсомолка. В основу телевизионной версии «Тайного города» легли первые две книги цикла Вадима Панова. Зрителей познакомят с «другой» Москвой, где обитают ведьмы, оборотни, маги и другие гости столицы. Примечательно, что у «Темного мира…» также будет телевизионная версия, а еще оба фильма роднит участие Павла Прилучного. Насколько органично мистика вплетется в жизнь простых горожан, скоро узнаем.


Алексей Филиппов

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс