20 фильмов о путешествиях во времени
На этой неделе в прокат вышел фантастический экшн Роланда Жоффе «Вне времени», в котором главный герой отправляется в прошлое и начинает там новую жизнь. По этому поводу мы вспомнили еще два десятка картин о путешествиях во времени, хотя, конечно, на самом деле их снято намного больше.
Янки при дворе короля Артура (1949)
Лучшая экранизация романа
Марка Твена с
Бингом Кросби в качестве пресловутого янки.
Бинг, как всегда, поет, дабы соблазнить очередную красавицу. Но на сей раз его «жертвой» стала принцесса, что автоматически превращает сатирическую историю в сказку.
Машина времени (1960)
Еще одна экранизация. Знаменитый роман
Герберта Уэллса перенес на экран
Джордж Пал - кинорежиссер-аниматор из Венгрии, специализировавшийся на кукольной анимации. Ученого сыграл
Род Тейлор, исполнивший впоследствии роль Уинстона Черчилля в
тарантиновских «Бесславных ублюдках». Картина, заслуженно получившая «Оскара» за спецэффекты, несколько наивна в сценах будущего, но, тем менее, повлияла на многих кинематографистов. Разумеется, это не единственная экранизация. В 2002 году
Саймон Уэллс, правнук писателя, создал свою версию, а в 2010-м вышла и вовсе
«Машина времени в джакузи».
Взлетная полоса (1962)
Экспериментальная короткометражка
Криса Маркера, чье действие разворачивается на черно-белых фотографиях. Тем самым режиссер доказывает нам, что в кино может вызывать эмоции не только то, что
«двигается». Отголоски сюжета об отправке героя в прошлое для его исправления можно проследить во многих фильмах, включая
«12 обезьян» Терри Гиллиама.
Временное пространство (1966-1967)
Американский сериал, созданный
Ирвином Алленом, знавшим толк в масштабных фантастических полотнах вроде
«Путешествия ко дну моря».
Джеймс Даррен и
Роберт Колбер играют Тони Ньюмана и Дага Филлипса - ученых, застрявших во времени в результате неудачного эксперимента. Поначалу создатели 30-серийного сериала придерживались науки, но ближе к финалу в сюжете все чаще стали использовать фэнтезийные элементы и всевозможных пришельцев, дабы держать интерес зрителей. Спецэффекты здесь на уровне ТВ-продукции тех лет (для примера можно сравнить с
«Захватчиками», стартовавшими в 1967 году), а посему сериал может заинтересовать сейчас лишь участием актеров, ставших популярными в 70-е:
Денниса Хоппера,
Роберта Дюволла,
Тома Скеррита и других. Что касается самого сюжета, то он был блистательно переработан в
«Квантовом скачке».
Шаг с крыши (1970)
Сказка
Радомира Василевского - одного из кудесников советского детского кино. По сюжету школьник путешествует по времени при помощи волшебной синей вороны, а в ролях заняты такие мастера, как
Георгий Милляр (его Баба Ягу в европейских странах называют Ведьмой),
Владимир Балон,
Георгий Вицин,
Лев Прыгунов,
Бронислав Брондуков и
Иван Рыжов.
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Данную экранизацию пьесы
Михаила Булгакова «Иван Васильевич» не знает только ленивый. Фильм
Леонида Гайдая уже давно растащили на цитаты, а
Юрий Яковлев в образе Ивана Грозного до сих пор остается непревзойденным образцом царя, попавшего в будущее.
31 июня (1978)
Еще одна сказка на тему путешествий во времени. На сей раз основой для фильма послужила повесть
Джона Б. Пристли, а путешественником стал художник Сэм в исполнении
Николая Еременко-младшего. Фильм запомнился многим самой историей и великолепной музыкой
Александра Зацепина. Что касается королевства Перадор, то под ним, конечно же, создателями подразумевался сам Советский Союз...
Что-то с телефоном (1979)
В отличие от
Гайдая,
Василевского и
Квинихидзе Константин Осин снял пусть и короткометражный, но серьезный фильм. Основой для него послужил рассказ
Кира Булычева «Можно попросить Нину?», а главную роль - Вадима Николаевича, позвонившего по ошибке девочке, которая живет в 1942 году, - играет
Анатолий Грачев. Этот же сюжет, как известно, послужил основой для недавней театральной постановки с
Сергеем Барковским, но подобный прием был использован во многих американских лентах, включая
«Дом у озера» и
«Радиоволну».
Бандиты во времени (1981)
Не лучшая картина в биографии
Терри Гиллиама, но, тем не менее, она весьма показательна для его творчества. Режиссер нащупывает в этой фантасмагории темы, которые впоследствии обретут более яркое звучание в
«Бразилии» и тех же
«Двенадцати обезьянах». Но картина все-таки интересна и сама по себе хотя бы тем, что музыку к ней написал
Джордж Харрисон, а в сюжете превосходно спародированы все клише и обязательные элементы кино о путешествиях во времени. К тому же, в фильме заняты такие мастера, как
Шон Коннери,
Йен Холм,
Дэвид Уорнер и
Ральф Ричардсон, что придает ему незабываемое очарование.
Гостья из будущего (1984)
Данный детский сериал не нуждается в каких-либо комментариях. Несмотря на обилие ляпов и несовершенство спецэффектов, фильм до сих пор интересно смотреть из-за актеров, принявших в нем участие.
Пегги Сью собирается замуж (1986)
Не обошел своим вниманием нашу тему и классик американского кино
Фрэнсис Форд Коппола. Его героиня в блистательном исполнении
Кэтлин Тернер попадает в 1960 год, чтобы воспользоваться шансом исправить ошибки молодости. Режиссер сумел при минимуме эффектов создать очаровательную историю, способную соперничать с «Назад в будущее».
Зеркало для героя (1987)
Время перестройки позволило нашим режиссерам рассказывать истории без использования эзопова языка. Но
Владимир Хотиненко все равно решил отправить своих персонажей в 1949 год, дабы усилить эффект сопоставления современного ему мира с послевоенной разрухой.
Сергей Колтаков и
Иван Бортник создали убедительные образы людей, вынужденных жить в чуждом для них времени.
Конец вечности (1987)
Фильм снят по мотивам романа
Айзека Азимова, а сиденье, на котором восседает герой
Олега Вавилова, напоминает устройство из
«Машины времени». Созданная в эпоху
«чернухи», картина практически неизвестна зрителю, а между тем в ней снялись такие актеры, как
Вера Сотникова,
Георгий Жженов,
Сергей Юрский,
Борис Иванов и
Борис Клюев.
Навигатор. Средневековая одиссея (1988)
Атмосферное произведение новозеландца
Винсента Уарда, которого некоторые помнят по необычной картине
«Куда приводят мечты» с
Робином Уильямсом. Фильм, повествующий о жителях деревеньки, попадающих из середины 14-го века в 20-й, завоевал множество наград. Его особенностью стало эффективное использование черно-белого и цветного изображения, которое как бы разграничивает наше время от Средневековья.
Квантовый скачок (1989-1993)
Культовый американский сериал 90-х про ученого Сэма Беккета и его помощника Эла, в котором главный герой путешествует по времени и пространству, используя лишь свое сознание. Создатели адаптировали сюжет
«Временного пространства» под современные им реалии, и миссией героя стало не спасение самого себя, а изменение судьбы людей, в чьи тела попадает его разум. В сериале сыграло множество известных актеров, а
Скотт Бакула и
Дин Стокуэлл попросту превратились в иконы для последующих поколений зрителей.
Стрелец неприкаянный (1993)
Самое лучшее в этом фильме, поставленном
Георгием Шенгелия, - это
Владимир Ильин. Благодаря ему картина о коридоре времени в 1966 год превращается в нечто большее и значительное, чем было задумано.
Русский ковчег (2003)
К возможности перемещений по временному потоку обратился и
Александр Сокуров. Но для мастера это всего лишь композиционный прием, позволяющий рассказать зрителю об истории Российского государства, начиная с 1700 года. Вместе с героями мы путешествуем по Эрмитажу, наслаждаясь его бесценной коллекцией произведений и узнавая особенности жизни русских монархов вплоть до последнего царя...
Временная петля (2007)
Испанские кинематографисты весьма своеобразно обходятся с фантастическими сюжетами. Например,
Начо Вигалондо запутывает временную петлю, отправляя
Карру Элехальде в погоню за самим собой по лесу рядом со своим домом. При этом временные перемещения ограничиваются лишь одним днем, часом и даже минутой. Но от этого никак не легче распутать клубок образовавшихся противоречий и сюжетных переплетений.
Мы из будущего (2008)
Молодые ребята в лучших традициях
Тони и
Дага отправляются назад в прошлое, чтобы вдохнуть запах пороха на Великой Отечественной войне. Драматизма картине добавляет осознание того, что среди них затесался неонацист. Фильм не без огрехов, но на молодых актеров приятно смотреть. Чуть позже он даже обзавелся сиквелом, который впрочем никуда не годится. К тому же, по горячим следам была создана дилогия
«Туман» с участием
Игоря Шмакова, отличающаяся от «Мы из будущего» тем, что его герои - пограничники.
Полночь в Париже (2011)
Напоследок мы не можем не вспомнить
Вуди Аллена и его игру с жанром. Режиссер отправляет своего героя в Париж 20-х годов, где тот запросто знакомится с
Сальвадором Дали,
Пабло Пикассо,
Луисом Бунюэлем,
Эрнестом Хэмингуэем и
Скоттом Фицджеральдом. Замечательная волшебная мелодрама, за которую
Вуди получил вполне заслуженный «Оскар». И, боюсь, в ближайшее время мы не увидим столь же трепетное и волнующее обращение к теме путешествий во времени.
обсуждение >>