Кино для детей: такое же, как для взрослых. Только хуже

Кино-Театр.РУ

Мнение

Кино для детей: такое же, как для взрослых. Только хуже

Кино для детей объявлено важным государственным приоритетом. Увеличен размер дотаций для детских фильмов: сейчас на фильм для детей можно получить больше, чем в на фильмы в других категориях - до 50 млн. рублей. И вот Министерство культуры приступает к обсуждению заявок на картины для детей и юношества – их было подано 47, что, в общем-то немало. Заявки не внушали оптимизма – так говорили те, кто был в роли экспертов и читал сценарии и синописисы, многие сетовали на их низкое качество. Кое-кто даже высказывал радикальное мнение, что может быть стоило в этом году от детского кино вообще отказаться. Выбирать не из чего - не было неожиданных, свежих и ярких проектов.
Тем не менее, победители определились. Вот те 10 проектов, которым будет оказана поддержка:
1. «ДЕВОЧКИ + МАЛЬЧИКИ =», автор сценария Е.Фролов, режиссер Е.Соколов, продюсер А.Потемкин (умер за время, пока проходил конкурс) (ООО «Киностудия «АРК-Фильм»)

2. «ЕРАЛАШ», выпуски №№ 264-275, продюсер Б.Грачевский (ООО «Продюсерский центр ЕРАЛАШ»)

3. «ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА», автор сценария З.Кудря, режиссер О.Штром, продюсер Ю.Обухов (ООО «Каро Продакшн»)
4. «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД», автор сценария В.Зайкин, режиссер и продюсер А.Сурикова (АНО «Студия «Позитив фильм»),
5. «ДНЕВНИК МАМЫ ПЕРВОКЛАССНИКА», автор сценария и режиссер А.Кирющенко, продюсер Е.Маскина (ООО «Киностудия «Вертикаль»)
6. «УМНЕЕ ВСЕХ ИЛИ СЕМЕЙКА ТРИЛЛЕРА», автор сценария А.Сурина, режиссер Е.Анашкин, продюсер Ю.Сапронов (ЗАО «Всемирные Русские Студии»)
7. «ДЕНЬ ТВОЕГО РОЖДЕНИЯ», автор сценария В.Козлов, режиссер О.Массарыгин, продюсер В.Сидоренко (ЗАО «Ракурс»)

8. «ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ», автор сценария и режиссер А.Сурина, продюсер Ф.Попов (АНО «Творческая студия «Стелла»)
9. «…И Я ТАМ БЫЛ», автор сценария С.Тарасов, режиссер А.Муратов, продюсер Л.Биц (ООО Продюсерская компания «Киностудия Луч»)

10. «СЕМИЦВЕТИК», автор сценария Д.Полищук, режиссер Е.Трусевич, продюсер А.Гезеров ООО «Продюсерский центр Киностудия им.М.Горького»
Даже не буду анализировать эти проекты – во-первых, о них мало что известно, во-вторых, то, что известно – не вполне ободряет. Тем не менее, экспертный совет, в котором немало уважаемых кинематографистов, вынес решение в их пользу. Почему? Тут важно разобраться, как проходит эта процедура.

Кадр из фильма Проезд Серова, реж. Анна Чернакова, сценарист Александр Адабашьян
фото: vokrug.tv

Решение принимается голосованием экспертного совета, куда входит около сорока человек. Преобладают продюсеры и режиссеры, меньше сценаристов, есть и два критика (существует мнение, что должно быть наоборот, что критики лучше подходят на роль экспертов, что они более объективны и способны судить менее пристрастно, однако оно пока не победило).
В первом туре экспертам присылают, в произвольной комбинации, примерно по 10-20 сценариев, которые они оценивают, исходя из собственных вкуса и опыта.

Прежде обсуждались анонимные проекты, что, по мнению специалистов, открывало возможность для манипуляций со стороны министерства. Теперь решено открыть имена участников конкурса, чтобы у экспертов была возможность оценить степень реальности проекта. Но имена и синопсисы сценариев, или сами сценарии – это все, чем можно руководствоваться, принимая решение. Никаких возможностей авторам представить проект, доказать свое видение, произвести предварительную оценку (то есть то, что обычно для питчинга) в конкурсе не предусмотрено.

Составленный по оценкам экспертов шорт-лист обсуждается на совместном заседании, после чего проходит тайное голосование. И эта последняя тайна очень смущает часть экспертов, которые бы предпочли голосовать открыто.
Но к этому, думаю, не готов почти никто. Во-первых, в кинематографическом мире все со всеми знакомы – вместе снимались или учились, и очень трудно высказать напрямую, в лицо нечто неприятное. А уж тем более проголосовать против.
Во-вторых, часть экспертов представляет собственные проекты, что, безусловно, не вполне прилично. Даже при условии, что за свои проекты они не голосуют, куда чище была бы ситуация, при которой участии в конкурсе и в экспертном совете было бы абсолютно невозможным. Впрочем, в детском конкурсе из таких проектов на первый взгляд только один - фильм «Храбрый портняжка», сценарий к которому по сказке Андерсена написала член экспертной комиссии известный сценарист Зоя Кудря, а снимать собирается компания «Каро Продакшн» (дочернее подразделение дистрибьюторской компании Каропрокат, генеральный директор которой Алексей Рязанцев тоже входит в число экспертов). В других номинациях конкурса (авторское кино, дебюты) число получивших поддержку экспертов больше.

Ну и наконец – часть экспертов, чиновники из министерства, имеют свои предпочтения, а кандидаты - свои методы убеждения. В авторском и дебютном кино выбор проектов имеет более прозрачную основу, тут известны имена и прошлые заслуги, есть общественное мнение, даже в дебютах более-менее понятно, что стоит за автором (как с Игуменцевой, чью дипломную работу чуть не завалили во ВГИКе, а потом наградили в Каннах - ну, кому как не ей, - тем более, что продюсером стал ее учитель, Алексей Учитель… Хотя и в этом случае открытая защита проектов была бы справедливей). Но в области детского кино царит совершенная неразбериха. Призыв партии и правительства был, – а кого и к чему призывать, непонятно.


Кадр из фильма Сказка есть

Детские мозги и взрослые кошельки

Для СССР кино и книги для детей были предметом законной гордости. Тогда в этой области работать было почетно и приятно, а главное – там не так давил пресс идеологии, поэтому было больше свободы, творчества, фантазии. Советские фильмы для детей иногда получались действительно очень хорошими – и нет необходимости перечислять все вошедшие в золотой фонд игровые и анимационные картины – от «Винни-Пуха» и «Чебурашки» до «Неуловимых мстителей» и «Ста дней после детства». Но это было возможно потому, что искусство для детей было полностью на содержании государства.

Сегодня в мире почти не существует специально детского кино, его давно заменило то, что зовется фильмами для семейного просмотра. «Пиратов Карибского моря», «Гарри Поттера», «Шрека» и прочие блокбастеры дети смотрят вместе с родителями. Это очень масштабные проекты, с большими бюджетами, изобретательные, ориентированные на детские мозги и на взрослые кошельки.

В детское кино устремились режиссеры сериалов

В шорт-листе, опубликованном на сайте Минкульта после первого отсева, из 47 детских картин осталось 17-ть – отсеялось много. Но, если же судить заявкам, и эти 17 проектов производят странное впечатление. Главное впечатление – очень много малознакомых имен среди режиссеров и сценаристов. А те, что знакомы, не слишком удачно проявили себя на этой ниве – детском кино.

Среди тех, кто нынче собирается снимать детское кино, больше всего режиссеров сериалов. Александр Ламакин, снимавший многосерийный триллер «Я, телохранитель» и мистическую мелодраму «Часы любви», намеревался снять фильм для юношества «А ты меня любишь?» по собственному сценарию (дотацию не получил). Олег Массарыгин (сериал «Две сестры») получил поддержку для фильма «День твоего рождения». Алексей Кирющенко (комедийные сериалы от «Моей прекрасной няни» до «Моей любимой ведьмы», а также минисериал по повести Войновича о Чонкине) собирался экранизировать «Дневник мамы первоклассника» (в основе сценария собрание юмористических эссе журналиста Маши Трауб) – этот проект получил добро, что, впрочем, скорее радует. А также среди претендентов изначально значились: Наталья Галузо (второй режиссер на сериале «Кармелита»), Владимир Крупницкий(«Сезон охоты-2»)…
Впрочем, режиссер сериала – тоже не приговор. Например, не получивший финансирования Сергей Винокуров (заявка на фильм «Как Ванятка свою долю искал», продюсер Олег Тепцов), работающий сейчас на «Бандитском Петербурге», в 1997 году снял один из первых российских мистических триллеров «Упырь», по тогдашним меркам весьма удачный. Правда, с тех пор прошло много лет, да и упыри с бандитами – не самая лучшая компания для детей.
Фильм «Храбрый портняжка», прошедший отбор, снимать собирается Олег Штром, до того в основном работавший на сериалах типа «Марша Турецкого», что вовсе не гарантирует его умения снимать детскую сказку.
Но конечно, вполне возможно, что сериалы – это для заработка, а возможность снять сказку – это и есть мечта всей жизни. Странно только, что этот позыв принимает характер эпидемии.

Кино для детей: такое же, как для взрослых. Только хуже

Никаких Гарри Поттеров

Получил господдержку вечный «Ералаш», переваливший уже за две с половиной сотни выпусков, так что теперь новые от старых уже и не отличить. Каким спросом он пользуется, объективно сказать трудно, но Борис Грачевский убедит кого угодно.

Алла Сурикова, известная как автор комедий (самая знаменитая – «Человек с бульвара Капуцинов», 1987), предложила сценарий в духе своих обычных фильмов, где нет ничего специфически детского, но проект уважили.

Проекты, за которыми стоят крупные студии, что и говорить, выглядят более уверено, поскольку за ними есть налаженное производство. Но по-настоящему амбициозными назвать их трудно. Всемирные Русские Студии предложил загадочно названный фильм «Умнее всех или Семейка триллера», что бы это не значило. Но снимать «Семейку» взялся режиссер Егор Анашкин, чей опыт с «Вождем разнокожих» по рассказам О'Генри, мягко говоря, восторгов не вызвал.
Киностудия им.Горького намеревается запустить «Семицветик» с режиссером Елизаветой Трусевич, в 1999 году получившей сразу несколько премий за сценарий к мультфильму «Лампочка», и снявшей несколько документальных фильмов, и это едва ли не самый привлекательный из проектов.
Но, в сущности, все заявки объединяет одно – они не предполагают никакого специального интереса, оригинальных идей или воодушевляющих планов. Предположить появления не то что нового Гарри Поттера, но и даже Петрова с Васечкиным в этих условиях очень сложно.

Кино для детей: такое же, как для взрослых. Только хуже

Кинотеатры не хотят связываться с детским кино

И наконец, самый главный вопрос, возникающий относительно детского кино – где эти фильмы, снятые с поддержкой государства, будут показывать и кому?
В шорт-листе была заявка на фильм от режиссера Натальи Макаровой, в прошлом году снявшей детскую комедию «Кастинг для злодея», которую посмотрело в прокате 16 тысяч человек. И это несмотря на то, что «работа Натальи Макаровой была высоко оценена Экспертным советом по игровому кино Министерства культуры РФ» и «получила дополнительную финансовую поддержку, что дало ей возможность появиться в широком прокате и стать известной массовому зрителю». Но является ли аудитория в 16 тысяч человек массовой?

Кинотеатры вообще не хотят брать в прокат детские фильмы. У нас нет ни специальной программы по поддержке детских сеансов со сниженными ценами, ни сети специализированных детских кинотеатров. Зачем частным кинотеатрам брать на себя эту обузу? Зрители явно предпочитают сходить с детьми на «Аватар» или «Мадагаскар», «Тачки», «Ледниковый период» - дорогостоящие и хорошо продуманные фильмы-аттракционы.

Интересно, что на первый взгляд очевидно детский проект продюсера Натальи Мокрицкой (тоже члена экспертного совета) «Класс коррекции» был подан в номинации авторского и экспериментального кино. Хотя это как раз довольно понятная история именно для детского кино. Во-первых, режиссер Ольга Каптур недавно сняла большую сложно постановочную сказку «Страна хороших деточек» по сценарию Анны Старобинец – в прокате его пока не было, но кое-что о фильме можно понять по опубликованным материалам и интервью. Во-вторых, повесть Екатерины Мурашевой, по которой написан сценарий – о детях-инвалидах, получила премию «Заветная мечта» и высоко оценена критикой. Это был бы наиболее явный претендент именно в области кино для детей. Однако опытный продюсер предпочитает другую категорию (и в ней выигрывает), возможно, именно для того, чтобы не загонять себя в гетто заведомого неликвида.

На съемках фильма Страна хороших деточек

Так получается, что, несмотря на объявленную важность именно детского кино, реальные предложения по этой части пока не выглядят хорошо подготовленными и продуманными. Существование фильмов для детей на обочине кинопроцесса отражает отношение к этой области, скорее как к второстепенной.
То есть опять государственные деньги оказались распределены по принципу, не понятному сторонним наблюдателям.

Есть предложения

Первое. Поскольку даже и обычное российское кино для взрослых в кинотеатрах смотрят плохо, зато отечественные сериалы легко обходят западных конкурентов, может быть начать атаку на маленьких зрителей с телевизора? Есть смысл подумать над созданием детских телесериалов – это, кстати, распространенная практика в европейских странах. Конечно, вряд ли это обрадует телеканалы (поскольку во время демонстрации программ для детей запрещена реклама), но если государство всерьез озабочено проблемами подрастающего поколения и хочет, чтобы дети смотрели национальное кино, то было бы резонно приложить именно такие усилия.

И второе. В стране проводят конкурсы детской книги. Есть экспертиза, есть хорошие детские издательства, писатели пишут неплохие повести, которые с удовольствием читают современные дети. Не лучше ли объявлять конкурс не на вымороченные сериальные заявки, а на лучшую экранизацию лучших детских книг, в трех номинациях, например: русская классика, мировая и современная проза? А дальше выбирать – три больших детских фильма в год или десять маленьких?
Впрочем, принципов, пор которым можно выстраивать конкуренцию, очень много, было бы желание. Пока ясно, что конкурс проведен формально. Некоторые эксперты жаловались, что их роль была не существенной, - решения принимались где-то в других местах, но поскольку эксперты заинтересованы в том, чтобы система работала (они сами получают финансирование из того же источника), то никто и не протестовал.


Алена Солнцева специально для Кино-Театр.ру

фотографии

Обсуждение

анонс