Театральная зима, русские в Берлине и прочие премьеры

Кино-Театр.РУ

Топы с Максом Милианом

Театральная зима, русские в Берлине и прочие премьеры

Зима, сломавшая все наши представления о том, что будет послезавтра, подходит к концу. И, пока мои коллеги спешат сквозь сугробы на очередные кинопремьеры, я сосредоточил свое основное внимание на театре. Поэтому-то наша театральная рубрика (в частности, рецензии) стала периодически обновляться, а в киношном разделе я сосредоточил свое внимание лишь на премьерах, почти напрочь забыв про новости.

Но о театре мы поговорим ближе к концу. Сейчас же стоит поделиться с вами нашей основной радостью и гордостью.

Пока наши спортсмены нас огорчали, Берлин вновь покорили русские. На сей раз мирно, но не менее драматично. Ведь наши кинематографисты оказались в основном конкурсе Берлинале впервые за пять лет, и их старания заслужили аж трех Серебряных Медведей (если брать в расчет две актерские работы)! Так что можно радоваться вплоть до лета за Алексея Попогребского, Павла Костомарова, Сергея Пускепалиса, Григория Добрыгина и их общее детище «Как я провел этим летом».

Еще более драматична история с наградой за режиссуру. Остается только пожалеть Романа Поланского, которого решили наказать за дела давно минувших дней. Насколько же хорош его «Писатель-призрак», мы, наверно, узнаем в течение полугода…

Но насколько бы не был захватывающим юбилейный Берлинский кинофестиваль (не зря я все порывался на него съездить в этом году…), российский кинопрокат этой недели оказался еще более интересным. На экран одновременно вышли картины сразу шести корифеев: братьев Коэнов, Питера Джексона, Лассе Хальстрема, Стивена Фрирза и Киры Муратовой. О «Дорогом Джоне» и «Шери» вы можете узнать из рецензий, а о «Мелодии для шарманки» было написано в нашем дневнике ММКФ. Существует также сугубо личное мнение и про другие премьеры недели: «Человека-волка» и «Любовь в большом городе 2». А вот про «Милые кости» и «Серьезного человека» стоит поговорить отдельно, тем более, что пока никто еще о нем не поведал вам, дорогие наши читатели.

«Милые кости» - своеобразный перифраз старого шедевра Питера Джексона «Небесные создания». Разумеется, ощущение вторичности рождается не от самой истории, каковая для данного режиссера внове, а от общей атмосферы «невыносимой легкости бытия» и сходной операторской манеры съемки. За историей же и визуальной красотой скрываются типичные для мифологии мысли о том, что мертвых надо отпускать на свободу, а зло все равно будет наказано и без вмешательства людей. И, казалось, бы все, ля финита. Но благодаря продуманной режиссуре и блестящей актерской работе не кого-нибудь, а комика Стенли Туччи, фильм оставляет после себя неуверенность, словно ты упустил из виду что-то эфемерное и не поддающееся описанию. Что же это, каждый решит для себя сам – внутри себя. Снаружи же, я думаю, не стоит искать что-то, кроме хорошо рассказанной истории.

«Серьезный человек», можно сказать, такое же личное кино, как и картина Джексона. По крайней мере, ощущение междусобойчика не отпускает ни на секунду во время просмотра нового творения братьев Коэнов. Все эти разговоры про обрезание и Тору, встречи с рабби и прочие еврейские премудрости порождают чувство неловкости у человека, оказавшегося чужим на этом празднике жизни. Спасает все феноменальный юмор Коэнов, которые находят смешное даже в трагическом (одна из лучших сцен, как обычно, - смерть одного из персонажей). Да и финал схож с общим мироощущением («Мамонт», «Аватар»). Также порадовали отсутствие знакомых лиц и блестящий сценарий братьев, но в целом, повторюсь, этот фильм создан для узкого круга зрителей. Возможно, таким образом, авторы попытались высмеять миф об избранности «божьего народа», но не мне об этом судить. Пусть об этом более подробно обсудят с вами наши рецензенты, взявшие на себя этот непосильный труд – судить мэтров…

На этом, пожалуй, и стоит закрыть тему кино, повернувшись передом к театру.

За зиму я побывал на пяти спектаклях, про три из них уже написаны размышления («Ромео и Джульетта», «39 ступеней» и «Пленные духи»). Еще об одном – постановке Театра Луны «Мата Хари» - стоит поговорить отдельно, а пока же сконцентрируем свое внимание об одном из спектаклей Центра Драматургии и Режиссуры.

«03» Елены Рейсс, поставленный по пьесе Нины Беленицкой, идет на сцене Музея Высоцкого уже не первый год. Это, можно сказать, бенефис актрисы Ольги Хохловой, несмотря на то, что вместе с ней играют Дмитрий Уросов, Ольга Добрина, Владимир Терещенко и другие актеры. Но именно вокруг диспетчера в исполнении Хохловой завязан клубок всех драматичных историй этого спектакля.

«03» разбит на несколько новелл, связанных общей сквозной ошибкой - по вине диспетчера «скорой помощи», не принявшего вызов, погибает девушка. По ходу действия создается впечатление, что все происходит в голове у героини Хохловой. Эта мысль подтверждается музыкой Анджело Бадаламенти и наличием кроликов, явно попавших сюда из известного фильма Дэвида Линча.

Но «03» - это не только блуждание в потемках человеческой души. Это, прежде всего, срез современного общества, как это и положено в «новой драме», основанной на окружающей нас реальности. События, которые запросто могли произойти на самом деле, представляют нам нас самих, будь то студент или преподаватель, алкоголик или вор, разведенная женщина или девушка, склонная к самоубийству… И это не чернуха, типичная для кино 90-х. Сюжет пронизан своеобразным юмором, с налетом гротеска и фарса. А актеры создают объемных персонажей, легко узнаваемых и точно срисованных с окружающих нас людей.

Советую всем сходить, пока не поздно, на этот необычный спектакль Центра. Сколько же будет еще жить «03» - трудно сказать. Но тянуть с походом, пожалуй, все-таки не стоит. Иначе получится, как у меня с «Ловцом», и вы не успеете увидеть интересную постановку до ее закрытия…


С вами был «дозорный» Макс.

фотографии

Обсуждение

анонс