У каждого свое кино

Кино-Театр.РУ

Топы с Максом Милианом

У каждого свое кино

У каждого свое кино…

Какое правильное название подобрали сборнику, посвященному юбилею Каннского кинофестиваля…

У каждого творца свой почерк, свои идеи, свое видение мира. И фильм раскрыл нам, кто обладает неповторимым стилем, а кто – нет. Например, из толпы выделяются сюжеты Вонга Кар-Вая, Андрея Кончаловского, Гаса Ван Сента, Дейвида Кроненберга, Такеши Китано именно тем, что они легко узнаваемы и до боли родны (на протяжении всего просмотра я только и делал, что угадывал, чья же это работа…). И как много среди этих новелл незаметных, бесцветных и незапоминающихся. А порой и вовсе неожиданны, как история Романа Поланского, который вернулся к своим истокам – к черному юмору, царившему в «Бале вампиров» или «Китайском квартале». Но все-таки не получилось цельной картины, как в других кино-коллажах: «Париж, я тебя люблю», «На десять минут старше…».

Ярким стилем, а вместе с тем и интересными идеями, обладают немногие режиссеры. В конкурсной программе ММКФ, например, их и вовсе не хватало. Можно вспомнить Явора Гырдева, Файта Хелмера и нашего Сергея Овчарова. Остальным же не хватило риска и таланта.

Зато вне конкурса хватало интересных работ. «Больше Бена» Сьюзи Хэйлвуд, «Два дня в Париже» Жюли Делпи, «Тюльпан» Сергея Дворцевого и другие.

«Тюльпан» я, как известно, еще посмотрел на ММКФ, а фильмы двух женщин-режиссеров мне удалось посмотреть уже после нашего биеннале, у себя в четырех стенах. И, как оказалось, зря я их не посмотрел сразу.

«Больше Бена» - яркая экранизация англичанкой автобиографической книги наших соотечественников: популярных авторов рунета Павла "Собакки" Тетерского и Сергея "Спайкера" Сакина.

История двух парней, задумавших «развести на деньги» Лондон, вызывает с одной стороны улыбку, а с другой – сочувствие. Мы сочувствуем им, так как понимаем, насколько они наивны в своем стремлении. И немудрено, что их пути в конце концов разошлись: один устроился в конце концов на работу, а второй стал законченным наркоманом.

Манера подачи этого материала цепляет тем, что зритель может проследить их путь от начала до конца, познавая иногда весьма полезную информацию о социально-экономической структуре «Большого Бена». Вам расскажут, как можно открыть свой счет, что требуется для того, чтобы устроиться на работу и т.д. и т.п. Но информация подается нам с иронией, которая должна насторожить любого здравомыслящего человека. Цифры в уголке экрана нас оповещают, сколько осталось деньжат у героев, а каждый эпизод, как и в книге, озаглавлен в стиле дневниковых записей. «Наша первая…» квартира, кража, наркота…

Радует, что вместе с Беном Барнсом, еще не известным нам под именем «принц Каспиан», сыграл Андрей Чадов. Правда, на его долю выпала не очень положительная роль – именно он играет наркомана. И как играет! Как всегда, наши переигрывают иностранцев по всем статьям…

Еще больше мне понравилась новая работа Жюли Делпи, которую узнаешь не столько по стилю, сколько по ее ролям у таких маститых режиссеров, как Фолькер Шлендорф и Кшиштоф Кесьлевский. К тому же я являюсь ее поклонником, люблю ее героинь в таких неоднозначных фильмах, как «Путешественник» и «Убить Зои». И, разумеется, мое мнение о «Двух днях в Париже» чисто субъективное.

Здесь, как и в «Больше Бена», описано, как двое людей приезжают в большой город. На этот раз это Париж, и он – родной для Марион, но чужой – для ее возлюбленного, американца Джека. С этого-то и начинаются их разногласия, которые лишь усиливаются оттого, что на сцене появляются то родители, то сестра, то бывшие любовники Марион.

Жюли Делпи в этой камерной истории успевает затронуть многие темы, но основной остается, конечно же, тотальное непонимание и отчуждение между людьми. И, как следствие, фильм превращается в вопль об одиночестве. Трудно сказать, насколько удалась роль Адаму Голдбергу – мне показалось, что он просто играет самого себя. Жюли Делпи же, как уже кто-то правильно заметил, остается неразгаданной загадкой. Но вполне возможно, что эта картина – о ней самой, о ее семье, о ее Франции, которую она обожает, несмотря на экстремизм, расизм и прочие заразы, распространенные по всей планете…

Кино у каждого свое, но порой режиссеры каждый свой фильм снимают по-разному. Например, «Серебряный самурай» получился у Владимира Котта, как типичный телевизионный детектив, несмотря на яркие актерские работы. Хотя до этого многие были потрясены его необычной «Мухой». И уж совсем неожиданным в какой-то степени оказался новый фильм Никиты Михалкова «12». Как бы я не относился к самому Никите Сергеевичу, но его картина, обласканная Каннами, должен признать, выделяется среди предыдущих работ, хотя и не лишена монархических ноток «Сибирского цирюльника». И, кстати, совсем далека от шедевра Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин». Там все-таки солировал Хенри Фонда, а у Михалкова весь актерский состав дышит в унисон.

Порой не важна и яркость стиля. Обделена какими-то изысками картина «Вероника больше не придет», но от этого она не становится менее душещипательной и трогательной. И все благодаря Римме Марковой, которая, наконец-то, показала свой талант во всей красе. Финальная сцена с коляской – удачная находка авторов, за которую можно простить многие погрешности.

И наоборот, даже при всей самобытности художник может ошибиться, как София Коппола в «Марии-Антуанетте». Многие любят эту девушку-режиссера за «Девственниц-самоубийц» и «Трудности перевода», но ее последняя работа просела во многих местах. Хотя задумка интересная. Попробуйте рассказать о последней королеве Франции современным языком, да еще и с использованием музыки известных групп последнего десятилетия, и я посмотрю, как это у вас получится. Как раз в тех местах, где герои прошлого ведут себя, словно на вечеринке времен клуба «Студия 54», и буксует повествование. И все-таки я уважаю Софию за то, что она попыталась рассказать нам о детях, ставших поневоле последними царственными особами Франции (кстати, с праздником, французы!).

Кто еще из отечественных режиссеров обладает своим неповторимым почерком?
На ум сразу приходят Алексей Балабанов, Анна Меликян, Кирилл Серебренников, Александр Рогожкин… «Кукушка» и «Перегон» последнего сильно схожи между собой еще и потому, что их снимал замечательный оператор Андрей Жегалов. Кстати, сюжет «Перегона» основан на реальных событиях, и о планах Рогожкина я узнал еще задолго до съемок фильма. Дело в том, что дед одного из моих друзей детства участвовал в этих рейдах… Ну, а один из тех режиссеров, на которых возложены большие надежды, - везет свой «Юрьев день» на фестиваль в Локарно.
Своей манерой обладают не только режиссеры, операторы и композиторы, но, разумеется, и актеры. Неповторимы Рената Литвинова, Мария Шалаева, Елена Морозова. Гениальна была и Нонна Мордюкова, которую мы потеряли совсем недавно. Хотя что я перечисляю, вы и так знаете, что наши актеры незаменимы…

Каждому свое кино…

Зритель разный, как и фильмы. Есть особая категория людей, которые смотрят только Тарковского и Сокурова. Имеются и бездумные «пожиратели поп-корна». Есть свой зритель у таких лент, как «Вероника больше не придет», «Ван Гог не виноват» и «Свои дети».

Мы все разные, и кино по большей части удовлетворяет запросы многих. Существуют и универсальные картины, которые редко кому не нравятся: «Инопланетянин», «ВАЛЛ-И», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие.
Это касается не только кино, но и всего, что придумала наша цивилизация. Кто-то любит читать, кто-то – слушать музыку, кто-то – играть в компьютерные игры. Развлечения и увлечения разнообразны, и этим наполнена наша нелегкая жизнь, позволяя нам передохнуть от тяжелых мыслей и физических нагрузок, а порой и задуматься о смысле бытия.

Смотрите, читайте, слушайте, творите. Чем больше будет разности, тем легче пережить эти трудные времена…


С вам был благодарный зритель Макс

Обсуждение

фотографии

анонс