Российская культура наступает по всем направлениям!

Кино-Театр.РУ

Блог редакции

Российская культура наступает по всем направлениям!

Сначала о новостях нашего сайта - в викторине "Победители ТЭФИ -2006" приняли участие почти сто сорок человек. Самый лучший результат у Ильи Новикова (Москва). Сегодня Илье вручен приз - DVD "В круге первом". В конце декабря у нас сайте будет ещё одна викторина - о лауреатах Национальной премии в области кинематографии "Золотой орел - 2007".
Российская культура наступает по всем направлениям! Мало того, что наши фильмы собрали этой осенью богатый урожай самых разных наград! В Нью-Йорке, на сцене Линкольн-центра состоялась премьера трилогии культового английского драматурга Тома Стоппарда "Берег Утопии", посвященной классикам и мыслителям России 19-го века. В трилогии представлены 70 русских писателей, философов, критиков в исполнении 46 актеров. Среди героев Стоппарда -Александр Пушкин, Николай Гоголь, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Александр Герцен и Николай Огарев, Николай Чернышевский, Михаил Бакунин. Действие охватывает 30-летний период русской философской мысли. "Чеховская по духу, толстовская по масштабности", - написала о постановке "Нью-Йорк Таймс". Влиятельная газета рекомендует своим читателям серьезно подготовиться для того, чтобы понять, о чем так долго говорят "эти русские", прилагая солидный перечень рекомендуемой литературы. В списке, в частности, - "Былое и думы" Герцена, "Евгений Онегин" Пушкина, "Отцы и дети" Тургенева. Кстати, спектакль сейчас ставится в России, в Российской Академическом Молодежном театре, приблизительная дата премьеры - осень 2007 года.
Дальше - завтра президент Итальянской республики Джорджо Hаполитано вручит известному российскому режиссеру Александру Сокурову премию имени Витторио де Сика "За вклад в утверждение в мире нового кино". На церемонию награждения в Рим режиссер приглашен вместе с композитором и продюсером его картин Андреем Сигле. Премия имени итальянского режиссера и актера Витторио де Сика является частью кинематографической наградой Италии - премии Давида ди Донателло, основанной в 1955 году с целью популяризации лучшего итальянского и зарубежного кино. Премия создавалась как европейский аналог американского "Оскара". В качестве приза была выбрана золотая копия статуи Давида, оригинал которой был создан скульптором эпохи Возрождения Донателло. Со временем к классической премии добавились номинации "Европеец" для кино, отражающего европейские тенденции в искусстве; премия "Висконти", которая отмечает выдающихся деятелей кино, а также "Рене Клер", "Витторио де Сика" и другие. Витторио де Сика является призером премии "Оскар" за картины "Похитители велосипедов" в 1948 году и гран-при Каннского фестиваля "Чудо в Милане" в 1950 году. После смерти режиссера в 1975 году, в список кинематографических наград учреждаемых премией Давида ди Донателло была включена премия его имени.
На фестивале NET показали "Госпиталь" - норвежский спектакль про медсестер и их странную жизнь в ожидании солдат. Норвежец Йо Стромгрен, привезший на нынешний фестиваль NET свой спектакль, считается профессионалом современного танца, и образование у него балетное, но "Госпиталь" назвать танцевальным представлением нельзя - танцуют коряво, нелепо, по-любительски. Да и актрисы тут играют драматические, так что не в танцах дело. История такова: есть стены некоего госпиталя, снизу выкрашеные зеленым, сверху белым, под потолком горят тусклые дежурные лампочки. Есть три молодые медсестры в несвежей белой униформе, с пучками на головах, есть кровать с одеялом, сплошь заляпанном кровью. И ни одного пациента. Самолеты летают над госпиталем, слышен шум, грохот, девушки с надеждой провожают их взглядами, но раненых не прибывает. Странная война.

NET включил "Госпиталь" в программу, посвященную невербальному театру, хотя тут на сцене болтают без конца. Только говорят на каком-то придуманном языке, в котором, встречаются узнаваемые слова, но ничего не значат. Разве что иногда вклинивается корявый английский - девушки насмешливо вспоминают какого-то американца - может, киноактера, а может, и пациента. Но главное, конечно, здесь не слова, а интонация - приказная, умоляющая, оскорбительная, жалобная, издевательская. Что именно они говорят, и впрямь не имеет значения. Их жизнь - пустое ожидание. И, маясь от него, сестры мучают друг друга. Кажется, одна из них тут за старшую, она на всех орет, приказывает, распекает, она и есть главная мучительница. Вот завопила на блондинку: та ушла, раздался грохот, вопль, и через минуту вернулась с огромным кровавым пятном на лбу. Сослуживицы привычно положили ее на кровать, открыли шкаф с медикаментами и захлопотали вокруг раненой с примочками. Ага! Видимо, так они стараются не потерять медицинские навыки. В другой раз старшая сестра удалилась с брюнеткой - звуки ударов, крики - и брюнетка возвращается с кровавой, исполосованной спиной. Опять шкаф, примочки, кровать. Ага! Вот почему белье все в крови. Видимо, такое часто происходит. Старшая махнула рукой - включили музыку, и под какую-то сладкую попсу и арии сестры затанцевали, выстроившись в ряд, что-то самозабвенно-нелепое. Как всегда в таких замкнутых пространствах, откуда хода нет, все это напоминает одновременно тюрьму и пионерский лагерь. Вожатая мучает, пионерки боятся, не смеют ослушаться, а за спиной кривляются, передразнивают и, лишь заметят слабину, сами, уже не скрываясь, начинают издеваться и мучить. Лепят на стену лежавший под подушкой мужской портрет. Крутятся вокруг запертого шкафа, в котором, видимо, лежит что-то очень важное и желанное. Старшая иногда достает оттуда какие-то таблетки, а когда и "пионерки" добывают заветный ключик, то кидают запретные лекарства в рот горстями. Но главным сюжетом оказывается не это. Вот за распахнутой дверью шкафа, закрывшись от взглядов, старшая прижала к стене блондинку. Брюнетка заглянула: стоят обе, расставив ноги, у блондинки задрана юбка. Потом, так же прикрывшись дверью, блондинка сама, нехотя, прижала к стене старшую. Нет, тут нет никаких лесбийских мотивов, посмотрите: ковбойская стойка на расставленных ногах, походочка "как в море лодочка", басовитый хохот, хлопанье подруг по коленкам.Так они играют в мужчин, которых им не хватает. Не просто мужчин - грубых солдат. Одно было событие среди одинаковых дней: с пролетавшего самолета медсестрам сбросили ящик, но оказалось, что это насмешка. На открытке было написано: "Привет девушки, мы тут рядом, на базе, получите сюрприз", а внутри ящика лежала солдатская форма. Сначала они обиделись и убрали ящик с глаз. Но вдруг блондинка вышла в этой форме и каске идет вразвалку, как орангутанг, орет, гогочет, плюхается на кровать, расстегивает штаны и машет призывно рукой: сюда, мол, девчонки! Ее узнали, но все равно обомлели. Как-то одновременно испугались напора и потянулись навстречу: мужчина пришел. Почти настоящий. Солдат. Других они, видимо, и не видали. И тогда из заветного шкафчика старшая достает пачку блеклых фотографий мужчин. Вот они, желанные: кто на больничной койке, кто с протезом вместо руки, в нижнем белье, с растерянными глазами. Бывшие пациенты. Три девушки гладят серые листки, развешивают по стенам, называют каждого по имени. Это и есть катарсис.Вся эта история Йо Стромгрена была только про ожидание мужчин и тоску по ним. Очень мужской, в сущности, спектакль.
Вот такие дела в норвежском королевстве...

фотографии

Обсуждение

анонс